Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Профилактика превратилась в беспредел

Общественный совет Украины протестует против массовой «охоты» на водителей
12 февраля, 2008 - 19:02
КОНФЛИКТЫ ВОДИТЕЛЕЙ С ИНСПЕКТОРАМИ, ЛИШЕНИЕ ПРАВ, СУДОВАЯ ТЯЖБА МОГУТ СДЕЛАТЬ ИХ НАСТОЯЩИМИ ВРАГАМИ. НО УЛУЧШИТ ЛИ ЭТО СИТУАЦИЮ НА ДОРОГАХ? / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

10 февраля закончился месячник «оперативно-профилактической отработки дорог», о котором неоднократно критично писал «День». За это время работники ГАИ изъяли у водителей более 30 тысяч удостоверений, зафиксировали почти 800 тысяч нарушений правил дорожного движения и 30 тысяч случаев управления транспортными средствами в нетрезвом состоянии. Это официальные данные, а об обратной стороне медали этой беспрецедентной «отработки» рассказали столичные правозащитники.

— Только по Киеву работники ГАИ отобрали «права» у более 700 перевозчиков, большинство из которых суды на долгое время безосновательно лишили заработка. В половине случаев, когда водителей в нетрезвом состоянии лишали удостоверений на управление автомобилем, даже не проводили их медицинского осмотра. Мои знакомые были свидетелями того, как автоинспекторы подходили к автомобилю, оставленному владельцем рядом с домом, где происходило какое-то торжество, и под предлогом того, что якобы с автомобилем «что-то не то», вызвали владельца и составляли протокол о том, что якобы во время управления машиной он пребывал в нетрезвом состоянии, — рассказывает глава Общественного совета Украины Валентин Халецкий.

Как утверждает господин Халецкий, распоряжение высшего руководства ГАИ о проведении месячника вообще является незаконным, поскольку оно не зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины. По его словам, нередко водителей лишали прав за незначительные нарушения, где можно было бы обойтись штрафом, а то и предупреждением.

— На мой взгляд, работники ГАИ стали во многих случаях считать созданием аварийной ситуации нарушения, которое таковыми не являются. Это происходит либо в погоне за «показателями», либо в надежде получить солидное вознаграждение, ведь за такое нарушение Административный Кодекс предусматривает не только штраф, но и лишение водительских прав на 6—12 месяцев, — считает Валентин Халецкий.

Согласно Административному кодексу, рассказывает адвокат Сергей Авдиев, во время создания на дороге аварийной ситуации должен быть пострадавший и свидетели, причем их свидетельства инспектор обязан занести в протокол. А если нет пострадавшего, лишать «прав» не имеют права, максимум, может быть штраф, и то только в том случае, если факт нарушения будет доказан в суде. Многие водители этого не знают, и потому сразу пытаются откупиться.

Водитель киевской «маршрутки» Василий Гильтяев рассказал «Дню», что его на полгода суд лишил удостоверения водителя только за то, что он выполнил неразрешенный поворот, которого невозможно было избежать.

— Я ехал по маршруту от метро «Лыбидская» до «Шулявской». Перед светофором остановился автобус, я не мог повернуть направо, не объехав его. И тут останавливает старшина и говорит, что я якобы создал аварийную ситуацию. Отвел в свою машину, с напарником проверили все документы. Потом забрали права, даже не объяснив, в чем же мое нарушение. Судьи долго разбираться не стали, и теперь в течение шести месяцев я не вправе садиться за руль автомобиля.

Конечно, Василий Гильтяев собирается обжаловать это решение в Апелляционном суде. Но для этого ему нужно нанять адвоката, которому нужно заплатить деньги за написание жалобы по всем юридическими канонам, походить по судебным коридорам, да и гарантии, что упомянутое решение упразднит высшая судебная инстанция, тоже нет.

Если остановили работники ГАИ, правозащитники рекомендуют проследить, чтобы был составлен протокол об административном задержании. Водителю, который нарушил правила дорожного движения, следует представить ходатайство на имя судьи о рассмотрении дела только в его присутствии и переносе слушания в связи с необходимостью ознакомиться с содержанием дела, подготовить доказательства своей невиновности, воспользоваться услугами адвоката.

— А еще я бы рекомендовал всегда возить с собой диктофон, при помощи которого можно было бы записать разговор автоинспектора с водителем. Конечно, такая запись не является доказательством в суде, но с ней водитель может обратиться в правозащитную организацию, которая поможет ему защитить свои права, — отметил Валентин Халецкий.

В знак протеста против массовой «охоты» на водителей Общественный совет Украины подготовил соответствующее обращение к Президенту Украины, правительству, Верховной Раде, общественности и всем политическим силам с требованием прекратить «беспредел ГАИ». Также 10 февраля в 12 часов правозащитники призывают всех водителей присоединиться к всеукраинской акции «SOS — DAI», при этом остановить на минуту свой автомобиль и включить «аварийку».

Инна БИРЮКОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ