Дженнифер Крейк, автор «Краткой истории униформы», вышедшей в издательстве «Новое литературное обозрение», попробовала ответить сразу на все вопросы, связанные с маркированной одеждой.
Во-первых, меняет ли форма язык тела? Да, меняет, поскольку дети в учебных заведениях, в которых принято носить школьную форму, ведут себя совсем иначе, чем в домашней одежде (более скованно, безлично и асексуально, особенно это касается девочек), пишут izvestia.ru. Или, напротив, заставляет гордиться принадлежностью к социальной группе, знаки отличия которой ты носишь (из советского прошлого мы еще помним: «Как повяжешь галстук — береги его»).
Во-вторых, каково отношение окружающих к человеку в форменной одежде? Правонарушители легче подчиняются полицейскому в форме, чем в штатском, пациенты охотнее доверяют врачу в белом халате. Мундиры военных во все времена вызывали больший восторг уездных барышень по сравнению с франтоватыми костюмами госслужащих. А бело- голубые матроски японских школьниц или короткие халатики и белые шапочки медсестер стали устойчивым эротическим символом.
Вообще же Крейк поняла свою задачу необычайно широко. С одной стороны, в книге и правда речь идет об униформе, которую австралийская исследовательница делит на функционально необходимую (одежда пожарников или саперов), функционально утилитарную (одежда поваров, механиков, медсестер) и функционально символическую (одежда стюардесс или священнослужителей). С другой стороны, под униформой она понимает любые знаки отличия, которыми пользуются те или иные социальные слои. И получается, что ее исследование — не просто об униформе как таковой, а о культурных кодах, заложенных в различных манерах одеваться, о чем говорит костюм и о чем он, напротив, умалчивает.
Под категорию униформы подпадают такие детали костюма, как галстук (символ скованности, аккуратности и публичности), бабочка (артистический темперамент), шейный платок (изнеженность). Или признаки, сигнализирующие о сфере занятий или сексуальной ориентации: украшения и красные сапоги проституток, характерные аксессуары гомосексуалистов (в 1890-е — зеленая гвоздика, в 1920—1930 гг. — красный галстук, в 50—60-е — замшевые туфли)...
АЗБУКА МОДЫ
Почему в одном и том же наряде одна женщина выглядит элегантно, а другая — безвкусно? Зачем аксессуары моднице? Об этом рассказал Мишель Норса, первое лицо итальянской марки Salvatore Ferragamo.
— Итальянских ремесленников отличает умение использовать дизайнерские идеи, сохраняя собственный взгляд на вещь. Как им это удается?
— Многое объясняется бережным отношением к традициям. Сегодня мы используем те же материалы и методы, что и основатель марки Сальваторе Феррагамо. Так, в нашем музее во Флоренции собраны лучшие образцы продукции за все время существования компании: любой мастер может взглянуть на то, что и как сделали его отец или дед (у нас сменилось уже несколько семейных поколений). А потом сделать что-то по-своему... Классика — наш стиль, хотя и модные веяния важны, и новые материалы, и линии, и силуэты.
— А насколько важны аксессуары в формировании стиля?
— Это очень гибкий инструмент для создания имиджа. Работающие женщины, у которых нет возможности переодеться к вечеру, чтобы пойти в ресторан или в театр, могут всего лишь переменить сумку, пояс и платок, приколоть брошь к деловому костюму — и предстать в более нарядном облике.
— Что мужчина может противопоставить этим дамским «штучкам»?
— Я бы назвал обувь, галстук и часы — это те кирпичики, из которых складывается стиль. Они должны быть хорошего качества, выглядеть дорого, но не кричать об успешном состоянии дел владельца. Мужчины более постоянны в своих вкусах, так что первую скрипку здесь играет качество.
—Учитываете ли вы различия во вкусах женщин из разных стран?
— Итальянки любят классический стиль, японки консервативны, китаянки обожают все яркое, красивое, славянкам больше нравится спортивный стиль.