Панический страх воды у Янины появился три года назад. Тогда, отдыхая с друзьями на речке, она едва не утонула. «Я действительно выжила чудом! — с полными ужаса глазами вспоминает Яна. — На берегу ребята жарили шашлыки. Было весело, громко играла музыка, и моих криков о помощи никто не слышал». После пережитого девушка неделю не могла даже смотреть на воду. «Каждый раз, когда мне приносили попить, я рыдала. У меня сбивалось дыхание, тряслись руки — начиналась настоящая истерика!» До сих пор ее мучают ночные кошмары, а недавно Янина отказалась от новой перспективной работы. «Дело в том, что фирма находится на Левом берегу Днепра, а переправляться через реку — выше моих сил», — вздыхает девушка...
К сожалению, подобный случай не исключение. Специалисты утверждают, что только треть украинцев, страдающих невротическими расстройствами, за помощью обращаются к медикам.
ОБЫЧНЫЕ И НАВЯЗЧИВЫЕ ФОБИИ
— Изолированные фобии встречаются не так уж часто. Обычно они смешанные, — говорит Евгений Онищенко, психотерапевт Центра психотерапии и медицинской психологии отделения пограничных состояний Киевской городской клинической психоневрологической больнице №1. — Люди редко боятся только пауков, ножей или воды. А вообще бояться для человека нормально, ведь страх — наша защитная реакция. Тревога адаптирует организм к неожиданностям: позволяет собраться, активизировать внимание. У здорового человека это состояние проходит, как только исчезает стрессовая ситуация. Но если тревога — болезненная, а страхи остаются и мешают нормально жить, это проблема, скорее всего — фобия и ее следует лечить.
Но обращаться в психиатрические клиники наши соотечественники не любят. Вернее, боятся. Для украинцев это тоже своего рода фобия. Многих отказываются брать в специализированных заведениях.
— За границей все гораздо проще, — рассказывает психотерапевт Игорь Лазебник. — Там решать свои проблемы с помощью личного психотерапевта — модно... Одна из моих пациенток из-за агорафобии просто перестала ходить на работу. Ее офис находился на пятом этаже, но даже такая казалось бы незначительная высота была для нее настоящей пыткой! Фобия тем и отличается от обычного страха, что она просто не дает человеку жить. У нас лечился мальчик, который в течение двух лет не выходил из дома. Совсем! Был случай мизофобии — страха загрязнения. Парень очень часто мыл руки. И в конце концов они превратились в кровавое месиво.
...23-летняя Анна уже три недели лежит в Киевской городской клинической психоневрологической больнице №1. Диагноз — анорексия, ее вес на 15% ниже нормы. А на почве нервного истощения развилась фобия. Аня панически боится пищи, полноты и своего собственного тела. Как оказалось, над пухленькой девочкой в детстве часто издевались сверстники. Со временем «похудеть любой ценой» стало навязчивой идеей.
— Все начиналось с раздельного питания и занятий в спортзале. Я стала лучше себя чувствовать, прекрасно выглядела, — делится Аня. — Но в какой-то момент появился непреодолимый страх перед едой. Я просто до ужаса боялась есть. Судорожно высчитывала калории, часами изучала надписи на упаковках. Правда, из магазина я неизменно выходила с одной морковкой. Потому что в ста граммах всего 33 калории...
А для Олеси высота и замкнутые пространства никогда не были проблемой. Ее самый жуткий страх оказался куда необычнее банальной клаустрофобии. Больше всего на свете Леся боялась задохнуться. И начала задыхаться: приступы сопровождались кашлем, одышкой, пару раз она даже падала в обморок. Но оказалось, что пугающие физические симптомы только проявление фобии... В состоянии тревоги потребление организмом кислорода повышается. Происходит неосознанная гипервентиляция легких. Леся выжила и даже вылечилась, правда, не без помощи грамотного психотерапевта.
ЗАКАЛЯЙТЕ ХАРАКТЕР
Чтобы избавиться от фобии, пойти к врачу все равно придется. Избавится от такого страха самостоятельно невозможно, считают психотерапевты. В случае с Аней поначалу ее кормили доктора — едва ли не насильно. Но встречи с психотерапевтом дали результат. Боязнь пищи у нее постепенно уходит, а вот страх своего тела остался: девушка все еще не может смотреть на себя в зеркало...
Причин появления фобий несколько. По мнению специалистов, это длительная психическая травматизация: если постоянно наступать на любимую мозоль, довести до фобии можно и здорового человека. Но куда чаще фобии и страхи — результат мнительного характера. Специалисты советуют легче относится к жизни и не принимать пустяки близко к сердцу. Ведь как ни странно, именно этот немудреный совет — рецепт спокойствия и душевного здоровья. Кстати, врачи считают, что особенно внимательными к себе должны быть учителя, воспитатели и политики...
— Представители этих профессий отличаются повышенным уровнем тревожности, — говорит Игорь Лазебник. — А вот среди летчиков и разведчиков фобии наоборот — редкость. Отчасти потому, что их серьезно готовят. Да и подобные занятия выбирают люди с очень сильным характером.
— Переутомление — также отличная почва для тревожных расстройств и фобий, — предупреждает Евгений Онищенко. — Если работать по 12—14 часов в сутки — проблемы гарантированы. Представьте себе, менеджер трудится до 10 вечера, потом собирается с друзьями и идет пить пиво. В шесть утра ему опять на работу... Долго ли выдержит такие нагрузки организм? Профилактикой фобии может быть только здоровый образ жизни и четкий режим дня.
Каждый из нас чего-то боится: высоты, скорости, неизлечимых болезней. Но если приступы страха не проходят, а усиливаются, более того — сопровождаются головокружением, приливами крови или, наоборот, онемением частей тела и шаткостью походки, это не страх — фобия. Например, многие люди опасаются собак, насекомых или змей. Ничего аномального, уверяют специалисты, в этом нет. Зато паническая боязнь конкретного африканского паука, которого человеку никогда не доводилось видеть — признак не просто фобии, а бредового расстройства. «Разве что ребенок может бояться слона, потому что у него большие уши и длинный хобот, — объясняет Евгений Онищенко. — Подобный непонятный страх у взрослого свидетельствует о проблемах с психикой».
БОИМСЯ ОБЩАТЬСЯ?
— Большинство украинцев ужасно боится... войны, — продолжает Евгений Онищенко. — Но ведь это еще не фобия. У нас довольно распространены социальные фобии: люди бояться общения, публичных выступлений. Бывают случаи, когда специалисты просто не могут присутствовать на деловых переговорах — им страшно заключать сделки. Во многом невротические расстройства зависят и от социально-экономических условий, а с этим у нас, согласитесь, пока тяжело. Фобии и тревоги распространяются на разные аспекты человеческой жизни. Но общий фон тревожности украинцев гораздо выше, чем у населения развитых стран.
Как утверждают психотерапевты, особенно нелегко приходится жителям мегаполисов. Сумасшедший ритм жизни, бесконечные пробки и столпотворения в часы пик способны выбить из колеи кого угодно. Специалисты уверяют, лучший выход — найти хобби по душе, заняться спортом, также важен полноценный сон. И конечно же не забывать о полноценном отдыхе: один-два дня в неделю нужно обязательно посвятить только себе. Трудоголиков это тоже касается! «Трястись» над своей работой, по словам психотерапевтов, не стоит. Человек, который живет в постоянном страхе остаться без рабочего места, плохо справляется со своими обязанностями.