Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Коктейль» из НАТО, УПА и языка

Как его «перепиарить»?
14 декабря, 2007 - 19:38

Вы не знаете, почему Львов с Донецком не ссорились из-за повышения коммунальных тарифов? Да это же очень просто: ни один гражданин Украины, каких бы политических взглядов он ни придерживался, не желает повышения цен. Потому что цены самым непосредственным образом влияют на их жизнь, и тут все очевидно: богачи продолжают богатеть и заставляют граждан расплачиваться за свою политику.

А почему разные регионы ссорятся между собой из-за намного более иллюзорных вещей? Существует такая политтехнология, которая переносит внимание человека с реальной проблемы, непосредственно касающейся его жизни, на проблему, которой или не существует, или гражданин не понимает ее сути. В Украине созданы три основных мифа, из-за которых происходит расшатывание страны и противопоставление разных регионов друг другу. Что это за мифы? Что делать, чтобы они перестали быть яблоком раздора? Как им противостоять?

Один из них — это миф о НАТО. Он существует с советских времен, когда существовало противостояние Варшавского блока и блока НАТО. С тех пор натовцы остались в памяти народа в виде агрессивных воинов, которые пытаются подорвать мир во всем мире. Очень интересно, что в целом, в соответствии с социологическими опросами, украинцы благосклонно относятся к Европейскому Союзу, но при этом имеют стойкую антипатию к НАТО. Это происходит потому, что в сознании наших граждан НАТО существует не как определенный инструмент стран-членов ЕС, а как что-то отдельное и зловещее.

По поводу НАТО я часто вспоминаю блестящий пример — любительский опрос в Крыму тамошнего журналиста Михаила Дубинянского. Среди других вопросов он ставил крымчанам и такой: «Куда Украине лучше вступить? В НАТО? Или в Североатлантический альянс?». Все говорили, что, конечно, лучше в Североатлантический альянс. Только один студент сказал, что это одно и тоже. Вы можете себе вообразить реальный уровень осведомленности этих людей.

Еще один из мифов — это миф об Украинской Повстанческой армии, которая якобы была прислужницей немцев. Об искусственной поддержке такого мифа свидетельствует тот факт, что больше всего УПА не любят в Донецкой, Луганской областях, Крымской автономии, где УПА никогда не воевала. В Луганской области и Крыму даже памятники ставили жертвам ОУН-УПА. Тамошние жители не знают надлежащим образом имя лидера ОУН. Они с ненавистью называют его «Бендерой», путая с героем известных романов Ильфа и Петрова. На вопрос, чем уповцы провинились, можно очень часто услышать ответ, что они воевали в составе немецкой армии.

Раскол происходит и вокруг языкового вопроса. Теоретическим основанием для противостояния в этом плане является миф о якобы коренных русскоязычных территориях на востоке Украины. Мол, тут население сплошь русскоязычное, оно якобы всегда было таким, и потому украинский язык здесь чужой. Именно поэтому здесь очень часто относятся к подзабытому в результате русификации языку своих предков так агрессивно, словно это какой-то страшный идеологический яд.

С помощью этих мифов часть нашего политикума продолжает раскалывать общество. Как этому противостоять? По большому счету, эти мифы легко можно было бы развенчать путем распространения антимифов через пиар-технологии, или просто в публичной полемике. Иными словами, по каждому из этих вопросов стоит не только вести насыщенные фактами дискуссии, но еще и изобрести несколько, как их называют, фишек, которые разбивали бы вышеупомянутые мифы.

Например, можно было бы применить, наподобие ОУН- УПА, аббревиатуру ЕС-НАТО. Ответ на вопрос «А причем тут ЕС?» заставит задуматься о том, что НАТО является не трехглавым страшным драконом, а структурой, работающей под контролем стран-членов такого милого многим украинцам Европейского Союза. Иными словами, без воли чиновников европейских стран НАТО и шага не ступит.

Что касается Украинской Повстанческой армии, то стоит не только доказывать ее позитивную роль в украинской истории, а и все претензии к этой армии поставить в контекст деятельности СССР и его отношений с Германией. Акцентировать внимание на том, что именно Москва фактически помогла Гитлеру создать армию, которая потом воевала на территории Советского Союза. Среди прочего, в советских военных училищах была подготовлена значительная часть командного состава Вермахта. Так почему СССР имел право на свои интересы в отношениях с немцами, а националисты, создавшие УПА, такого права не имели? Тем более что они эти отношения использовали для борьбы за независимость.

Когда говорят о репрессиях против русского языка в «исконно русскоговорящих регионах», стоит спросить: а откуда на Донбассе взялся Иван Дзюба, во времена СССР написавший книгу о русификации Украины «Интернационализм или русификация?», за что и был арестован. Откуда возник идеолог украинского интегрального национализма Дмитрий Донцов? Да он же родился в восточной Запорожской области. А классик украинской поэзии Владимир Сосюра — не донецкий ли он пацан? Таких примеров еще немало. Каким образом упомянутые люди стали, как теперь говорят, национально сознательными, если их регионы якобы «русскоговорящие»?

А когда говорится о репрессиях по отношению к русскому языку и его сторонникам, нужно напоминать, что борцы за русскоязычность уже годами борются за нее и не испытывают никакого давления. Между тем, кроме Ивана Дзюбы, который подвергся репрессиям советской государственной машины за защиту украинского языка, был еще журналист Валерий Марченко. Он написал статью с критикой культурной политики коммунистического правительства. Ему дали пять лет лагерей и два года ссылки. Потом он был осужден еще раз и умер в неволе. Подобных примеров можно привести очень много.

Я привел пример только некоторых возможных акцентов, которые необходимо сделать при распространении информации на вышеупомянутые темы или во время полемики. Для проведения подобной работы необходима государственная воля. Между тем власть, которая является поклонницей идей украинской НАЦИОНАЛЬНОЙ государственности, решила: если нет у оппонентов трехсот голосов, например, для изменения Конституции в сфере государственности языка, то работу можно и не проводить. Власть ограничивается просто констатированием декларируемых идей и совсем не занимается их пропагандой. (Единственное исключение — это вопрос о Голодоморе 1932— 1933-х годов.) Можно было бы сказать, что пока петух не клюнет в одно место — они не начнут шевелиться. Но беда в том, что их клюют, клюют, а они даже не чешутся. Еще немного — и вся Украина будет убеждена в том, что будто бы украинский язык — это достояние исключительно каких-то бандитов из УПА, которых неизвестно почему поддерживает Президент Ющенко.

Юрий ЛУКАНОВ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ