Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

90 лет служения Мельпомене

На свой юбилей Театр им. Марии Заньковецкой приготовил особый сценарий
11 декабря, 2007 - 19:54
ЮБИЛЯРЫ СЛУШАЛИ ПОЗДРАВЛЕНИЯ НА СЦЕНЕ / МАСТЕРА, ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ ДВУХ ТЕАТРАЛЬНЫХ УКРАИНСКИХ ФЛАГМАНОВ: БОГДАН СТУПКА И ФЕДОР СТРИГУН

Художественный руководитель театра Федор Стригун признался, что празднично одетые актеры будут сидеть на сцене и будут слушать поздравления. Со всей Украины слетелись во Львов театралы, чтобы поздравить заньковчан, потому что их театр является первым государственным театром Украины, основанным еще в сентябре 1917 года.

Кстати, отмечали свой предыдущий юбилей, когда шла речь о 80-летии, хотя на самом деле театру было уже 85. Только несколько лет назад громко заговорили о настоящей дате рождения театра. Хотя, честно говоря, старые актеры давно уже это рассказывали... А раньше — Боже сохрани! Кто же признался, что рожден театр именно во времена Центральной Рады? Только благодаря академику Ростиславу Пилипчику и его ученику, кандидату искусствоведения Руслану Леоненко, опубликовали документы, которые это засвидетельствовали и подтвердили: 12 марта 1917 года на волне митинга — первого собрания украинских театральных представителей в помещении Троицкого народного дома в Киеве — возник Комитет украинского национального театра, который возглавил выдающийся драматург, заместитель председателя Украинской Центральной Рады Владимир Винниченко. Свою основную задачу Комитет видел в формировании «новых идейных театральных предприятий» и их дальнейшее финансирование. Принимая во внимание ответственную задачу, Комитет участвовал в создании государственной структуры — театрального отдела в Генеральном секретариате образования Украинской Центральной Рады. Уже летом начинается работа над созданием в Киеве первого государственного театра. А в сентябре 1917-го Украинский Национальный театр был создан на базе странствующего «Общества украинских артистов под руководством И. Марьяненко», а также музыкально-драматической школы им. Николая Лысенко. Впоследствии он получает название «Народный театр», а в 1922-м его переименовали в Театр им. М. Заньковецкой.

Трудные это были времена, вынуждены они были бесконечно переезжать — Чернигов, Кременчуг, Харьков, Запорожье, Днепропетровск, Луганск, Кривой Рог, — около 100 населенных пунктов объехали, пока в 1931 году не получил театр свое первое стационарное помещение, а с ним и колоссальный творческий рост. Коллектив сначала возглавлял Афанасий Саксаганский, а потом Борис Романицкий.

В годы Второй мировой войны актеры театра сначала оказались на Кубани, а потом поехали в Сибирь. Только в 1944 году добрался театр в свой, как теперь называют, родной дом, — Львов. Приехали сюда практически все ведущие деятели: Борис Романицкий, Варвара Любарт, Василий Яременко, Надежда Доценко, Фаина Гаенко, Владимир Данченко... Впоследствии пришли сюда звезды галицкого театра Леся Кривицкая и Иван Рубчак...

Сегодняшних звезд также знает вся Украина. Свой творческий юбилей театр встречает в расцвете сил, убедительностью сценических воплощений. Рядом с корифеями здесь работает талантливая молодежь, которую готовит факультет культуры и искусства в Львовском Национальном университете им. И. Франко, и знаменитые заньковчане, среди которых Богдан Козак, Таисия Литвиненко, Григорий Шумейко, Леся Гуменецкая, Леся Борковская...

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ДОМ

Заньковчане — особая группа крови, однако не известно, достигли ли бы такой группы крови, если бы не помещение со своей давней историей и магией. Что-то такое есть в этом доме, что, соединяясь с творческой энергией художников, создает особую духовную ауру и привлекает к себе людей, которые, побывав здесь раз, навсегда остаются заньковчанами.

Итак, немного истории. Львовянин Станислав Скарбик получил разрешение на начало строительства в 1834 году, хотя задумал построить театр еще в 1918 м. Первый спектакль —«Sluby panienskie» Александра Фредро собрал в Львове весь галицкий бомонд, а уже через год своим завещанием Станислав Скарбик дарит дом городу.

Это был человек с непростой судьбой. Мать Станислава умерла через неделю после родов. Очень быстро за ней ушел и отец. Мальчика воспитывала тетя Бельская-Жевуская. Не имея своих детей и узнав, что такое, пусть и не бедная, но все же сиротская доля, Скарбик завещал все свое имущество и деньги на содержание театра и приюта для сирот, при котором существовали различные ремесленные школы. Кстати, с его бывшей женой позже обручился сам Александр Фредро — известный драматург. И это также говорит, что тяга к театру у Скарбика не была спонтанной, случайной. Как утверждает народный художник Украины Мирон Киприян:

— Поскольку нас объединяли со Скарбиком различные родственные связи, через Свежавских, Бельских, Фредро, я попросил своего приятеля Дмитрия Крвавича сделать барельеф основателю этого театра, и мы поместили его в нижнем фойе, тем самым отметив 150 летие со дня его смерти.

Свое состояние Станислав Скарбик заработал благодаря выращиванию скота. В семье над ним смеялись и говорили: «На балу или на приеме не садитесь около Скарбика, потому что от него несет скотом. Его это обижало и из-за этого он ничего не оставил семье в наследство. Однако в этом и состоял его аристократизм, что он не гнушался черной крестьянской работой, несмотря на то, что являлся титулованным лицом.

Ведь элита — понятие не титула, а духовного аристократизма. И нам нужно сегодня говорить не только о сохранении театров во Львове, но о значительно большем, — что во всей Галичине существовало много различных театров и было бы преступно не спасти их духовного наследия, которое обогатило мировой театр. Поэтому нужно создать во Львове историко-театральный музей всех театров Галичины — украинских, русских, польских, еврейских, немецких и других.

... Сегодня дом, который построил Станислав Скарбик, нуждается в капитальном ремонте. На него все обещают и обещают выделить деньги, но все новые проблемы у государства возникают... Кстати, впервые помещение театра было реконструировано в 1902 году Яковом Балабаном и тем самым кардинально визуально изменилось.

Сначала в зале для зрителей было четыре балкона, амфитеатр и партер, декорированный наподобие сегодняшнего оперного театра. Фронтон главного входа театра завершала квадрига коней с Аполлоном. Скульптуры были деревянные и разрушились от первого же сильного ветра. Больше их ни восстанавливали. А в 1941—1942 гг. театр отреставрировали немцы... Кстати, война, как это ни удивительно звучит, дважды «помогала» театру. Фундамент — мореные дубовые сваи — планировалось полностью продать американцам, а взамен они предлагали Польше по любому предложенному проекту построить новый театр на свои средства. Вторая мировая разрушила эти планы. Потом эта реставрация с версальский размахом. Темные серо-зеленые стены, занавес темно-зеленый, почти черный, и такая же черная мебель, оббитая бархатом, идентичным занавесу. В каждой ложе овальные зеркала в массивных рамах, люстры. И техническое оборудование сцены было сделано с немецким расчетом и точностью — врезали вращающийся круг, был даже проектный аппарат, который давал возможность создавать различные световые эффекты.

С тех пор капитальный ремонт помещения не проводился. А давно пора. На стенах трещины, опадает штукатурка. Подсобные помещения в ужасном состоянии.

Во времена своего строительства театр был третьим в Европе по вместимости зрителей после Ла Скала и Дрезденской оперы. Здесь к услугам горожан были и зрелища, и буфет, и другие развлечения. Под одной крышей находился храм Мельпомены, а также ресторан и казино. Рядом была расположена стоянка для экипажей и конюшни. Именно размеры и сыграли с театром злую шутку. Во времена советской власти сцену оставили театру, а ту часть, где публика развлекалась, отдали под жилье. Ныне Андрей Мацяк, генеральный директор театра говорит: «Проблема заключается в том, что во всем этом здании театр занимает только 50 процентов. А 50 % театру Заньковецкой не принадлежат. Это в основном жилье — вот там и есть большие проблемы, потому что вместо этих помещений людям надо что-то дать...». Вот и стоит театр, неизвестно чего ожидая, вероятно, столетнего юбилея. 90- летие не помогло...

ПОДАРКИ, ЦВЕТЫ, ГРАМОТЫ...

И все же громкий праздник состоялся. И подарков было немало. Актер Степан Глова получил звание народного артиста, были названы среди заньковчан и заслуженные артисты. Львовские депутаты выделили коллективу две трехкомнатных квартиры; ректор Львовского университета Иван Вакарчук принес ноутбук; Львовская железная дорога перечислила средства. Подарили юбилярам: телевизор, иконы, книги, альбомы, и цветы... Почти четыре часа звучали слова поздравлений.

Но все же праздник был бы неполным, если бы поздравить коллег не приехали киевляне- франковцы во главе с «группой захвата» Лесем Заднипровским. По старой театральной традиции они устроили «капустник». Зал буквально лежал от смеха и удовольствия — игра слов на грани фола, смелость суждений и способность моментально перевоплощаться переплелись и подарили незабываемые минуты юбилярам и публике.

Конечно, заньковчане ожидали экс-львовянина, известного актера, ныне художественного руководителя Театра им. И. Франко Богдана Ступку, который отдал театру им. М. Заньковецкой молодые годы (20 лет деятельности). Богдан Сильвестрович в середине вечера, на полусогнутых ногах вышел из зала и почти до конца не появлялся. Даже пошли слухи — неужели поехал домой?! Но как признался впоследствии Ступка: «Я устал за кулисами ждать, бродил, бродил и перебродил!» И выдал залу несколько актерских баек, приправленных острыми словцами и галицким диалектом. А в конце сказал: «Очень хочу поблагодарить власть, что так много грамот юбилярам дала... Это еще советская власть придумала грамоты и часы дарить, и так до сих пор»!

Шутки шутками, а следующий юбилей театра хотелось бы встретить чем-то более весомым, чем грамоты. Например — обновленным помещением. Заньковчане того стоят, как стоит того Львов.

— Ваш театр блестяще сочетал правду, реализм и народность Марии Заньковецкой с фантасмагорией, экспериментом и стратегическим модернизмом Леся Курбаса, — из приветствия Леся Танюка, председателя Национального союза театральных деятелей Украины, напечатанного в последней «Театральній бесіді». — Они оба очень болели украинской национальной идеей — и это стало светом для нас всех, преданных Театру.

... Украина сегодня как никогда нуждается именно в вашем театре, вашем стиле, вашей самоотверженности. Дай Бог вам здорового юмора и таланта на следующие десять лет, когда мы всей театральной Европой отпразднуем ваше 100-летие.

Ирина ЕГОРОВА, «День». Фото Владимира ГРИГОРАША
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ