О князе Василии-Константине Острожском (1525 — 1608) знаем немного. В лучшем случае — что это был богатый магнат. Кто-то может вспомнить, что он основал Острожскую академию и на его средства издали Острожскую Библию.
Сама же деятельность князя (а была она многогранной!) должным образом не оценена. Хотя то, что он сделал, имело большое значение для украинской истории, направило ее в соответствующее русло.
Обратимся к основным моментам деятельности В. К. Острожского. Его отец, Константин Иванович, был выдающимся полководцем. Занимал высокое положение в Великом княжестве Литовском. Ему удалось, прежде всего за счет великокняжеских пожалований, которые давались преимущественно за военные победы, значительно расширить свои владения. Однако из-за военных дел у него не было времени заняться хозяйственной деятельностью.
Молодые годы В.-К. Острожский посвятил собиранию родительских земель и расширению своего домена. В конечном счете, в середине 70 х гг. XVI в. в егоруках оказались огромные владения, которые охватывали значительную часть территории современной Украины. Этому правителю принадлежала треть земель исторической Волыни (сейчас это преимущественно земли Ровенской, Хмельницкой и Тернопольской областей), 14 городов и больших поселений с округами на Киевщине, 8 — на Брацлавщине, 4 — на Галичине, 32 — на территории Польши.
Годовая прибыль князя составляла 10 миллионов золотых — огромная в то время сумма. И его считали самым богатым человеком не только тогдашней Речи Посполитой, но и всей Европы. Состояние князя позволяло выставить армию численностью 15—20 тыс. человек. Не каждый европейский правитель имел такую армию в то время.
Двор В.-К. Острожского во многом напоминал институт независимого правителя. В его резиденциях в Дубне и Остроге находилось около двух тысяч слуг, преимущественно молодых людей. Для них это была своеобразная школа управления, где они приобретали нужный опыт. Позже эти люди направлялись на службу в надворном войске, канцеляриях, их назначали управителями имений, оказывались они и в церкви.
Большое внимание В. К. Острожский уделял защите земель от татарских наездов. В ХVI— ХVII вв. это была самая больная проблема Украины. Князь на собственные средства содержал отряд в несколько тысяч всадников для обороны от татар. Он неоднократно в 70—90 х гг. XVI в.успешно отражал нападения ордынцев. Именно в обороне украинских земель Острожский обнаружил незаурядные военные и дипломатические способности, а его борьба против «нехристиан» была высоко оценена в тогдашних хрониках и поэтических произведениях.
На средства князя было основано и построено немало городов и замков, прежде всего на юго- восточной Волыни и Киевщине. Например, благодаря его усилиям были построены замки на границе с Диким полем — в Белой Церкви, Переяславе, Богуславе. Следствием этих действий стала более интенсивная колонизация украинцами нынешних центрально-украинских земель. Сам же князь неоднократно спасал Киев от татарских наездов. Так, в 1578 г. он выплатил татарам 3000 дукатов, чтобы те не грабили этот город. Будучи киевским воеводой, В. К. Острожский сделал многое для возрождения как Киевской земли, так и Киева, которые в ХVI в. были открыты для татарских нападений и лежали в руинах. Также он немало сделал для культурного развития этого города, в частности, такого его культурно-религиозного центра, как Киево-Печерская лавра. Именно воспитанники двора князя В. К. Острожского (Елисей Плетенецкий, Мелетий Смотрицкий, П. Конашевич- Сагайдачный и другие) продолжили дело своего патрона — возрождение Киева. Есть основания говорить, что без В. К. Острожского не было бы ни «Могилянского ренессанса», ни развития Киева в ХVII в., ни превращения его в духовную столицу Украины. К сожалению, киевляне этого уже не помнят. И на улицах нашей столицы вы не найдете даже скромного памятника В. К. Острожскому.
Вообще благодаря деяниям князя украинские земли в конце ХVI в., будучи хотя бы частично защищенные от татарских нападений, получили возможность относительно нормально развиваться как в плане хозяйственном, так и культурном. Именно в таких условиях стало возможным так называемое «украинское возрождение» конца ХVI — начала ХVII вв., о котором писали М. Грушевский и другие исследователи. Однако сомнительно, чтобы это возрождение произошло без В. К. Острожского.
Именно он учредил первую в Восточной Европе высшую школу — Острожскую академию. Эта школа просуществовала около 60 ти лет. Из ее стен вышло немало выдающихся культурных деятелей, которые стали писателями, учителями, учеными, священнослужителями. Воспитанники Острожской академии стояли у истоков школы Киевского братства и Киево-Могилянки. Выпускник этой академии Мелетий Смотрицкий создал грамматику старославянского языка, который оказал значительное влияние на развитие филологической науки как в Украине, так и за ее пределами.
Под руководством В. К. Острожского и при его содействии была издана Острожская Библия. Это, по существу, первое в Европе критически-научное издание библейских книг, составленное на основе различных текстов. Подобного рода издание в Западной Европе появилось только в 90 х гг. ХVI в., т.е. спустя десять лет после появления Острожской Библии. Именно эта Библия стала каноническим текстом для христиан, которые использовали в богослужении старославянский язык.
Также в Остроге под покровительством князя развилась полемическая литература — предтеча украинской литературы нового времени. Сам князь выступал заказчиком полемических произведений, печатал их на свои средства и вознаграждал авторов.
В. К. Острожский, выступаяпокровителем православия в Речи Посполитой, немало внимания обращал на создание церковных структур. Он стал основателем многочисленных церквей, монастырей. Даже вынашивал амбициозный план создания патриархата на украинских землях. Если бы этот план был реализован, мы бы уже тогда имели независимую украинскую церковь. К сожалению, в силу определенных обстоятельств, этот план так и не стал реальностью.
Фактически В. К. Острожский и в хозяйственном, и политическом, и культурном и церковном планах создавал независимую государственную структуру. И хотя он признавал верховенство над собой короля Речи Посполитой, однако вел себя независимо. Даже в письмах писал «Ми, Костянтин, з Божої ласки князь на Волині». Так в то время именовали себя суверенные правители.
Если бы дела князя получили свое достойное продолжение, у нас были бы и другое государство, и более нормальная история, которую можно было бы «читать без брома». Но даже то, что он сделал, заслуживает высокой оценки.
Бесспорно, стоит внимательнее присмотреться к политической, военной, дипломатической, хозяйственной, культурной, церковной деятельности В.-К. Острожского. Собственно, это надо не ему. Это необходимо нам.