Вселенский патриарх готов идти на уступки Папе Римскому?
Как сообщает «Portal.wiara.pl», Вселенский патриарх Варфоломей I считает, что сегодня вполне возможно найти пути согласия между католицизмом и православием. Единственным препятствием остается проблема «Примата Папы» (главенство Папы Римского, основанное на преемстве власти от апостола Петра, и первенствующее над постановлением церковных соборов). Если эта проблема будет взаимно согласована, тогда Вселенский православный патриарх согласится «признать первенство Рима и занять второе (!) место в иерархии церквей — как это было в первом тысячелетии до раскола христианства». Выступая после завершения работы Международной смешанной комиссии (Комиссия рассматривала возможности диалога между двумя церквями) на болгарском телевидении, патриарх Варфоломей сказал: «Ни одна Православная церковь не может возражать против исторического примата Папы». Патриарх также сказал, что Восточные (православные) церкви никогда не воспринимали Римского папу как юридическую инстанцию — его «примат» всегда был координационно-организационным». Так может быть и сегодня. (Трудно поверить, что с этими словами Вселенского патриарха когда-нибудь согласится Русская православная церковь. — К.Г. )
Неопределенная религиозная стратегия Европы
Сегодня европейские страны все больше разделяются по признаку отношения как к исламу, так и к религии в целом. Например, в Великобритании граждане намного больше не доверяют мусульманам, чем, скажем, во Франции. Но, с другой стороны, как во Франции, так и в Великобритании (хотя и в меньшей степени), любая религия считается личным делом каждого человека. Так, в обеих странах идею преподавания религии в школах поддерживают только 25% опрошенных. В Испании же, и особенно в США, религия является как бы частью государственности, что отражается также на школьных программах. Разные мнения существуют в сообществах европейских стран и относительно того, возможно ли в принципе, чтобы мусульмане оставались мусульманами и при этом превращались в граждан той или другой европейской страны? Положительный ответ на этот вопрос дают 70% мусульман Испании, США, Франции (интересно, что большинство французов сегодня считают исламских иммигрантов именно французами, а не угрозой для общества, и не возражают против смешанных браков своих детей), тогда как в Германии и Британии до таких отношений мусульман и к мусульманам еще очень далеко. (FT.com)
Лорд-мэр Лондона призывает к толерантности
Как сообщает британская газета The Guardian, недавние социологические исследования показали, что в британских СМИ «бушуют потоки, оскорбляющие мусульман и ислам» — 91% статей в общегосударственных изданиях имеют антимусульманскую направленность. Лондонский лорд-мэр Кен Ливингстон, который заказал это исследование, поражен его результатами, которые «сурово обвиняют» британские средства массовой информации. Он считает, что необходимо срочно ревизовать медиа-программы — в сторону капитального изменения «медиа-портрета» мусульманина. Лорд-мэр уверен, что «общая картина, представляемая СМИ, свидетельствует о полной отчужденности ислама и мусульман в британской среде и что эта отчужденность является серьезной угрозой Западу. Подумать только, что только 4% всех исследованных «медиа-образцов» представили положительное отношение к мусульманам Британии». (The Guardian)
Сколько зарабатывает духовенство?
Агентство Интерфакс-религия сообщает, что правительство Румынии приняло законопроект, существенно повышающий зарплаты глав официально зарегистрированных религиозных организаций страны. Так, законопроект удваивает размер ежемесячной персональной выплаты патриарха Румынского Даниила, фактически уравнивая его с зарплатой президента страны Траяна Бэсеску. Отныне предстоятель Румынской православной церкви будет получать почти 8 тыс. румынских леев — примерно 3,5 тыс. долларов ежемесячно. Размер финансовой поддержки рядового духовенства будет значительно меньше — христианские священники, имамы и раввины будут получать в среднем от 551 до 733 леев в месяц (230—305 долларов соответственно) в зависимости от образования и трудового стажа. (Трудно предположить, что при таких зарплатах высшее Румынское духовенство сможет когда-либо «высказать несогласие» с правительством. — К.Г. )
Геи-священники
Генеральный Синод Лютеранской церкви Норвегии после многолетних дискуссий разрешил посвящать в священнический сан особ, состоящих в однополых «браках». Рукоположение геев поддержали 50 членов Синода против 34-х. Между тем, значительная часть духовенства Лютеранской церкви Норвегии по-прежнему считает оправдание гомосексуализма противоречащим Священному Писанию. В 1995 и 1997 годах Генеральный Синод как высший исполнительный орган Норвежской церкви установил нормы, по которым члены официально зарегистрированных однополых «браков» могут занимать некоторые позиции в церковной иерархии, — но не священства. Сегодня же, вследствие растущей угрозы церковного раскола на почве гомосексуализма, Синод церкви рекомендовал верующим перевести данную тему в ведение епископов и епархиальных советов. Синод умыл руки. (RNI)
Далай-лама ломает канон
Сообщение главы тибетского буддизма Далай-ламы ХIV о том, что он готов сам назвать своего преемника, вызвало религиозное и политическое волнение — и не только среди буддистов. Об этом сообщила итальянская газета La Stampa (InoPressa). Как известно, в тибетском буддизме уже несколько столетий существует традиция, согласно которой преемника каждого Далай-ламы начинают искать только после его смерти. Для верующих новый Далай-лама является реинкарнацией почившего Далай-ламы — в соответствии догмами тибетского буддизма. Теперь же, насколько можно понять, живой Далай-лама будет сам назначат себе преемника или, по крайней мере, участвовать в его поиске. Самое драматический вопрос здесь: каким образом и в какой момент новый Далай-лама станет инкарнацией старого, но еще живого Далай-ламы? Не нужно быть пророком, чтобы понять, что Далай-лама ХIV нарушает ритуальный порядок из чисто политических соображений. Об этом сказал он сам: «Если после моей смерти моего преемника изберут китайские власти, люди Тибета его не поддержат — у такого приемника не будет тибетского сердца». Сегодня Пекин осуществляет жесткий контроль над тибетскими священнослужителями в Китае и очень решительно настроен подыскать — после смерти Далай-ламы ХIV — в качестве его реинкарнации «подходящего» ребенка и соответственно воспитать его. Так как это уже практиковалось при подборе наследника-реинкарнации Панчен-ламы (второе лицо в тибетской иерархии). Именно из таких соображений Далай-лама заявил, что будущий Далай-лама может родиться и за пределами Тибета (наверное, в Индии). Поэтому можно ожидать, что будут выставлены две кандидатуры на звание Далай-ламы — китайская (коммунистическая) и индийская (в изгнании). Последняя будет выдвинута именно нынешним Далай-ламой. Но тогда как же с древней таинственной традицией поиска мальчика-инкарнации после смерти Далай-ламы? Древней, загадочной и живописной традицией?