Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Про политику памяти и культуру

26 ноября, 2007 - 19:50

В день памяти жертв Голодомора украинцам дали просто-таки гигантскую дозу информации. Но, видимо, этого недостаточно.

На национальных каналах по-прежнему выступают «деятели», которые пытаются доказать, что голод 1932—1933 годов не был геноцидом. Скажем, коммунистка Алла Александровская свято убеждена, что «в Украине власть не только не уничтожала, но и оказывала помощь голодающим». В качестве примера она привела обращение Косиора к Сталину с просьбой оказать Харьковской области продовольственную помощь. Дескать, Иосиф Виссарионович не планировал уничтожать украинский народ полностью.

Что-то объяснять и доказывать этим людям — бессмысленно. Они закрыты для информации. Зато можно запретить озвучивать подобные кощунственные рассуждения на национальных телеканалах. Для этого нужно просто установить уголовную ответственность за отрицание Голодомора.

Кстати, вчера министр юстиции Украины Александр Лавринович поддержал эту инициативу Президента. «Нужно сделать так, чтобы люди сами стали соучастниками этого процесса. И финальное решение, которое будет принято в парламенте, должно быть логичным и не вызывать сопротивления людей в такой очень важной, чувствительной общенациональной теме, которая является трагической», — сказал министр-регионал.

Мы спросили экспертов «Дня»: какие мысли вызвали у вас эти дни скорби, какие выводы должны сделать общество и власть на будущее?

Сергей СТУКАНОВ, аспирант кафедры философии Донецкого национального университета:

— Выводы из отмечания Голодомора 30 хмогут быть сделаны в нескольких плоскостях — и, прежде всего, в моральной (или даже морально-этической) и исторической. Что касается первой плоскости, то она распространяется за пределы конкретной национальности и предстает скорее как общечеловеческая: Голодомор — это преступление против человека, трагедия для каждого из нас, независимо от национальности.

Историческая же плоскость важна прежде всего для нации, которая пережила такую страшную страницу истории. Нам необходимо это осознать, и нам нужно найти такое средство, которое впоследствии сможет стать гарантией, что эта страница в нашей истории больше не повторится.

Есть такое выражение: мы есть то, что есть наша память. Так вот, отмечание годовщины Голодомора показало: пока мы сами не объективируем эту страницу в нашей памяти, пока не осознаем все ее последствия, мы не сможем двигаться дальше, у нашей нации не будет осознанного движения вперед, это будет движение, что называется «навмання». Так что это отмечание, на мой взгляд, имело значение прежде всего для нашего будущего.

Игорь ЛОСЕВ, доцент кафедры культурологии Национального Университета «Киево-Могилянская академия»:

— Я думаю, что нужна уголовная ответственность за отрицание Голодомора. И не только за это, а за многое другое. Потому что государство должно каким-то образом себя защищать. Есть целый ряд организаций, которые не скрывают, а всячески демонстрируют, что они имеют своей целью уничтожение украинского государства.

Что касается Голодомора, то в Германии, Австрии и других странах подобная ответственность грозит за отрицание Холокоста. Чтобы не допустить возрождения нацизма, немцы сами пошли по этому пути — хотя никакая мировая общественность от них этого не требовала. Я думаю, что и Украине нужно как-то свести счеты со своим прошлым, с тоталитарным коммунистическим режимом. Потому что без этого мы никуда вперед двигаться не сможем. Колоссальные коммунистические преступления не должны вызывать к себе толерантного отношения.

По поводу упреков, что это якобы не очень демократично. Во многих очень демократических странах бывают вещи, которые можно назвать не очень демократичными. Всякая демократия должна иметь реальные рамки здравого смысла. Т.е. не может быть демократии без берегов. Когда-то один из руководителей французской революции Антуан де Сен-Жус (хоть он и не был большим демократом) очень правильно сказал: «Не может быть свободы для врагов свободы». Вот и я задаю вопрос: может ли быть демократия для врагов демократии? И чем это свобода закончится? В свое время Веймарская Республика предоставили свободу врагам демократии. В результате, возник тоталитарный нацистский режим и 50 миллионов жертв во Второй мировой войне.

Сергей АРХИПЧУК, режиссер:

— Глубокое уважение заслуживает отношение Президента к трагедии Голодомора. Отношение — как к личной драме и всенародной катастрофе.

Я узнал о голоде из диссидентских кругов во второй половине 80-х годов, странствуя со своим товарищем-журналистом Николаем Чабаном по Днепропетровщине. Видел, как он опрашивал людей, которым тогда было немного больше 50-ти или 60-ти. Они на втором-третьем слове начинали рыдать.

Я недавно перечитывал одну книгу, в которой рассказывается о том, что люди до 1932—1933 годов ходили в вышитых рубашках, улыбались... Впоследствии они сменили вышиванки на фуфайки... И это уже были другие люди, которые по мимике, жестам, поведению напоминали испуганного ребенка, который от сильного перепуга стал эмоционально-неуравновешенным... Я вспоминаю мою юность, проведенную в Днепропетровске. Тогда удивлялся, мол, почему там люди не такие, среди которых я рос на Волыни...

Ответ следует искать прежде всего в этом Голодоморе, неосуществимости УНР. Большевицкая Россия сделала все, чтобы уничтожить Украинскую Народную Республику, и продолжает дальше информационное наступление, которое на многих производит впечатление. Это является свидетельством того, что совковость в нас еще живет... Украинцы не чувствуют себя в безопасности.

О Голодоморе нужно говорить чаще, тем более, что следующий год — тематический. Это будет способствовать, так сказать, «обтесыванию» целых поколений, которые привыкли ко лжи и не хотят знать правду, хотят идти по легкому пути и жить в иллюзиях.

Евгений БЕЗНИСКО, заслуженный художник Украины, лауреат Национальной премии им. Тараса Шевченко, г. Львов:

— Во времена Голодомора нашу семью взяли к себе светлой памяти дядя и тетя. Мы поехали в Самбир, потому что в городе, да еще и на Киевщине, есть было нечего. (Отец погиб в Ковеле, в госпитале умер, а мама бедствовала с нами, пятью детьми...). Чтобы помочь взрослым выжить в этой страшной ситуации, я маленьким бегал по Самбору и торговал папиросами. Помню, как к нам в город приезжали какие-то люди, загнанные, голодные, и продавали какие-то вещи за бесценок. Моя мама, кстати, продала охотничье бельгийское ружье отца, которое мы прятали всю войну, за метр бульбы, 100 килограммов. Следовательно, знаю, что такое голод, не по рассказам других людей. Я видел как люди падали в обмороки от голода, лежали на улицах города, очевидно, это были приезжие из Бесарабии. Немало людей бежало сюда и с востока Украины в поисках куска хлеба, но иногда они находили здесь только смерть. Власть не способствовала тому, чтобы украинцы получали в западных украинских землях какое-то облегчение. Голодомор 1933 года — это не вся правда, после войны также, в 1946— 1947 годах, было создано что-то подобное. И то, что сейчас, где-то три месяца назад, народный депутат Украины Петр Писарчук во Львове, возле рынка Южный, поставил памятник Голодомору, авторства скульптора Николая Посикиры, очень положительный момент. На постаменте отмечены все места, где оставил отпечаток страшный ураган Голодомора, теперь каждый, кто будет проходить мимо, будет вспоминать об этом вновь и вновь... Украина не может забывать о своей трагедии, как не может не напоминать об этом миру. И Голодомор, как факт спланированного уничтожения украинцев, мир все-таки вынужден признать.

Однако не только об этом мне сегодня хочется сказать. Но и о том, что сегодня в нашей независимой Украине также немало голодных людей. И это — большая наша оплошность. Это результат недостойного поведения политиков, непрофессиональности действий власти или всего вместе взятого, — разве это имеет значение для детей или стариков? Об этом должны задумываться взрослые, сильные и властные. А они как раз живут в благополучии. Без сомнения, не ради такой тяжелой жизни огромное количество людей отдавало свои жизни, мечтая о государственности, независимости Украины. И об этом мы также должны думать, а главное, — должны понести ответственность все те, кто к этому приложил руку. Не может так быть, чтобы в благословенном европейском государстве пенсионеры не имели за что жить, и экономили каждую копеечку многодетные семьи. Чтобы не развивалась должным образом экономика, ее развитию, поступлению новых инвестиций мешала политическая нестабильность, которая стала просто каким-то бичом для Украины!

Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ