По статистическим источникам, сегодня в семьях граждан Украины воспитывается почти 35 тысяч усыновленных детей. Еще более 26 тысяч детей имеют право быть усыновленными. Смогут ли эти дети обрести семью, кто будет их родителями: граждане Украины или иностранцы — за разрешением этих и других важных вопросов стоят законодательные нормы, которые, по словам специалистов, требуют усовершенствования. Но прежде чем редактировать и создавать новые законы, сопредседатель Всеукраинской общественной организации «Служба защиты детей» Людмила ВОЛЫНЕЦ рекомендует разобраться с особенностями процесса усыновления в Украине на основании уже существующих законодательных актов.
— Госпожа Людмила, многих граждан, которые задумываются над усыновлением, интересует вопрос, имеют ли право усыновления ребенка одинокие лица?
— Закон Украины позволяет усыновление для граждан, которые не состоят в браке. При этом украинские усыновители — одинокие лица не должны иметь никаких проблем в случае желания усыновить ребенка, из-за того, что они не состоят в браке.
Другое дело, когда усыновителями являются иностранные граждане. Проблема в том, что существует норма закона, которая декларирует предоставление приоритета при усыновлении ребенка супругам. Поэтому, для одиноких иностранцев при наличии огромной очереди иностранных супружеских пар, усыновить ребенка практически невозможно. Это провоцирует немалый поток жалоб и конфликтов. Государственные служащие, вместо эффективного расходования рабочего времени на прямые функции по усыновлению, вынуждены реагировать на жалобы и оправдываться.
Вместе с тем замечу, что Украина сегодня принадлежит к тем немногим странам, которые позволяют усыновление детей одиноким лицам — иностранцам (несмотря на многочисленные случаи распространения педофилии в мире.
— Как свидетельствует статистика, в течение последних 11 лет иностранцами было усыновлено более 17 тысяч детей — граждан Украины. А кто, кроме государственных служащих, помогает иностранцам вести процесс усыновления украинских детей?
— Мы также интересовались этим вопросом и изучали его. Это, так называемые посредники — наши соотечественники. По некоторым оценкам, около 15% из них имеют юридическую подготовку. Другие — по профессии — педагоги, инженеры, переводчики, мастера маникюра, охранники станций технического обслуживания, преподаватели высших учебных заведений, стоматологи и тому подобное.
Удалось выяснить, что в Украине интересы иностранцев представляют почти 300 физических лиц — граждан нашего государства (иногда других стран). Свою деятельность они осуществляют за доверенностью на основании Гражданского кодекса Украины (ст. 244, часть 1). Среди них есть лица, уполномоченные 153 зарубежными негосударственными некоммерческими организациями из восьми стран мира, в частности, из США, Германии, Италии, Испании и других. Это дает все основания утверждать, что такие организации в Украине действительно функционируют.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 216 Семейного кодекса Украины, «посредническая, коммерческая деятельность относительно усыновления детей» запрещена. Однако ни один из законодательных актов не дает объяснения понятию «посредническая деятельность в усыновлении». Поэтому возникает парадоксальная ситуация. С одной стороны, действуют разрешенные законодательством Украины физические лица — представители по доверенности без системы законных требований относительно их деятельности и ответственности перед ребенком и государством, а с другой — на тех же правовых основах действуют представители иностранных некоммерческих организаций, относительно которых могли бы быть, но не сформированы Украиной система требований и порядок ответственности.
— Как же найти выход из этой ситуации?
— В первую очередь, нужно признать всем: должностным лицам, Народным депутатам, другим уполномоченным лицам, что в Украине процедуры, которые регламентируют усыновление детей за границу, являются несовершенными.
Второе — преодолеть «львовский синдром» (в начале 90 хна фоне абсолютного отсутствия норм законодательства, что касается усыновления детей за границу, должностными лицами во Львовской и Тернопольской областях был совершен ряд преступлений — подмена усыновления продажей детей за границу), что и до сих пор психологически нависает над законодателями, а где-то и парализует волю к принятию очень необходимых решений. Можно и далее пренебрегать реалиями, но при таких условиях достоверность повторения ситуации 1994—1996 годов относительно усыновления значительно усиливается.
Наша организация предлагает внести изменения в Гражданский кодекс Украины относительно совершения правомочий относительно усыновления ребенка иностранцем, дополнить Семейный кодекс положениями относительно деятельности в Украине иностранных негосударственных некоммерческих организаций по усыновлению. Мы предлагаем законодательно предусмотреть, что в Украине могут действовать организации, которые рекомендованы своими (иностранными) государствами для оказания помощи иностранцам — усыновителям в Украине, при условии, что Украина (подчеркиваю — государство Украина) предоставит разрешение каждой конкретной организации на такую деятельность.
Также мы настаиваем, чтобы эти организации проходили ежегодную проверку компетентных органов своей страны, имели штат квалифицированных работников, брали на себя обязательства в отношении контроля за постановкой ребенка на консульский учет, условиями жизни и воспитания усыновленных детей и предоставляли соответствующие отчеты, а также имели опыт усыновления детей с особыми потребностями.
— Часто ли фиксируются случаи усыновления больных детей?
— Вообще ни одним актом законодательства не запрещается усыновление больных детей. Другой вопрос: эти дети очень редко бывают усыновленными как соотечественниками, так и иностранцами.
В противовес широко распространенному мифу о том, что иностранцы усынавливают детей-инвалидов, отметим, что 30% кандидатов в усыновители, которые получили направление в Государственном департаменте по усыновлению и защите прав ребенка для знакомства с ребенком, отказываются его усынавливать вследствие состояния здоровья ребенка. В общем — менее 1% детей (от общего количества усыновленных иностранцами) имеют тяжелые пороки (болезнь «Дауна», детский церебральный паралич, генетические заболевания).
Поэтому государству необходимо искать пути и резервы, чтобы обеспечить право больных детей расти в семейном окружении. Есть еще одна проблема. Довольно часто иностранцы усынавливают семейные группы детей (братьев и сестер), но здесь возникает другой вопрос — законодательство содержит такие нормы, которые и запрещают, и позволяют разлучать братьев-сестер при усыновлении, не конкретизируя случаи, когда разъединение может быть оправданным.
Проблема усыновления имеет много закрытых тем, которые дают предлог для неоднозначных толкований. А отсутствие профессиональной дискуссии по вопросам усыновления приводит к разрастанию мифов об усыновлении, особенно, межгосударственном. Но больше всего в этой ситуации страдают дети и люди, которые хотят усыновить ребенка.
— Как вы думаете, при каких обстоятельствах Украина могла бы потерять статус страны-донора, то есть страны, которая отдает своих детей на усыновление за границу?
— Это абсолютно осуществимо и может произойти при таких условиях, когда государство не только на бумагах (в законах, постановлениях, программах), но и в реальности создаст условия для того, чтобы каждый ребенок, который остался без родителей, воспитывался в семье, а не интернате. Это произойдет тогда, когда Верховная Рада Украины примет Закон о поддержке граждан Украины, которые усыновили детей. Это произойдет тогда, когда общество будет только смаковать «жареные фрукты» о детях и «больших состояниях» приемных семей, но еще и уважать тех, кто совершил такое непонятное для многих: взял ребенка-сироту к себе в семью и проникся его многочисленными проблемами. Это произойдет именно тогда, когда украинцы будут так же, как иностранцы, считать престижным для себя усыновить, иначе говоря, помочь ребенку. А все другие наши сограждане, едва только узнав, что ребенок усыновлен, не будут искать случая сообщить ему, что он чужой. Возможно, когда-то и мы, украинцы, научимся поздравлять усыновленного ребенка с тем, что у него есть родители, которые не родив его, просто любят. Это не фантастика, по этому пути прошли многие страны мира. Пройдем и мы.