Дела на рынке международных автоперевозок, в которых активную роль принимали украинские компании, вызывают тревогу. Но, к сожалению, не у власти, которой сейчас явно не до этого, а у самих перевозчиков. Судя по их словам, ситуация здесь просто катастрофическая. «Если раньше отечественный транспорт в значительной степени доминировал на рынке международных перевозок, то сегодня становится неконкурентноспособным», — отмечает вице-президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АсМАП) Леонид Докиль. По мнению предпринимателя, происходит настоящая деградация отрасли. Среди наиболее весомых факторов этого — возросшее налоговое давление. В частности, речь идет о транспортном сборе и уплате НДС при передвижении по территории Украины. «Это при том, что даже наши соседи из стран СНГ освобождены от таких налогов и сборов», — рассказывает журналистам Докиль.
Портят отношения отечественных транспортных предприятий с собственным государством также проблемы, возникающие у украинских водителей-дальнобойщиков при пересечении границ. Председатель правления Всеукраинского объединения организаций работодателей автомобильного транспорта Орест Климпуш отмечает, что, несмотря на отмену Украиной в одностороннем порядке виз для большинства стран, перевозчики имеют сложности с получением виз для своих сотрудников. «Сегодня у нас сложилась очень сложная ситуация, когда визы нашим работникам не выдаются... Украинская сторона имеет все основания рассматривать эти действия как дискриминационные и, соответственно, наше Министерство иностранных дел должно поставить серьезный вопрос перед нашими партнерами», — считает Климпуш. Подобные проблемы, по словам предпринимателя, возникают с консульствами Италии, Болгарии, Румынии, а в последнее время — и Франции.
«Мы видим, как за границей развиваются иностранные транспортные компании, а наши транспортники, в то же время, умирают. Почему так? Потому что другие государства заботятся о том, чтобы бизнесу было приятно работать, наше же государство не только этого не делает, оно просто уничтожает его и чиновники потом с удовлетворением отчитываются, сколько предприятий уничтожили, сколько лицензий отобрали, — объясняет председатель регионального совета АсМАП в Киевской области Валерий Черненко, и с возмущением добавляет: «Мы призываем урегулировать все эти вопросы в законодательном аспекте. Потому что сегодня законы не действуют. Если же законы не действуют, и мы живем «по понятиям», то пусть хотя бы скажут, в чем они заключаются...».
Генеральный директор ООО «Орлан Транс Групп» Андрей Епишев требует от должностных лиц создать государственную программу по поддержке отечественного международного автоперевозчика, которая бы защищала от недобросовестной конкуренции. «Без разрешения этих проблем мы в дальнейшем не сможем развиваться...» — констатирует предприниматель.
Пока же отношения министерства транспорта с дальнобойщиками, мягко говоря, не очень приветливые, и перевозчики заявляют о своей неприязни к чиновникам, которые, по словам предпринимателей, паразитируют на их бизнесе... «Мы бы хотели чувствовать большую поддержку налоговой, минтрансcвязи. Но оно, к пребольшому сожалению, даже создает искусственные барьеры, которые преследуют цель «зажать» отечественного перевозчика... Минтранс сегодня превратился, фактически, в ведомство «разделить и отнять...» — считает Докиль.
Поэтому единственным путем к решению своих проблем перевозчики считают забастовку. «Украина является транзитным государством. Если с умом использовать все имеющиеся в наличии возможности, то можно получать огромные прибыли! Но чиновники почему-то хотят, чтобы наши автомобили не ездили, а стояли... Где же здесь экономика? Ею и не пахнет! — возмущается частный предприниматель-автоперевозчик из Краматорска Сергей Дорошенко и очерчивает дальнейший план действий: — Что мы сможем сделать? Мы можем не делать забастовок. Мы можем просто прекратить работу! Сделаем заодно своим водителям рождественские отпуска... А автомобили разместим прямо в Киеве, на каждом вывесим по вопросу, который нас волнует. Устроим такую себе выставку, скажем, на проспекте Победы, или около Министерства транспорта, если оно не видит наших проблем. Другого пути, к сожалению, нет...».
Свою акцию дальнобойщики, по словам Черненко, планировали на 21 декабря. Но должностные лица уговорили не спешить. Значит ли это, что стороны близки к компромиссу? В любом случае, Украина, по словам Дорошенко, по развитию рынка международных перевозок уже «навеки отстала от Европы». А Докиль подсчитал, что на сегодняшний день около полумиллиона профессиональных украинских водителей-дальнобойщиков работает за границей, тогда как на родине сказывается дефицит квалифицированных кадров. Однако при этом предприниматели шутят, что водители, мол, и не нужны, ведь самой отрасли в Украине уже вскоре не будет, а на отечественный рынок придут польские перевозчики, у которых дела идут значительно лучше...