В Грузии резко возросли случаи рейдерских атак с участием украинских профи. Сценарии захватов чужого имущества стандартны: разведка, подкуп, подделка, штурм. В 2007 году рынок недружественных поглощений в Грузии составил около $80 млн. Из этой суммы более половины приходится на иностранных рейдеров, преимущественно из Украины и России. Основной акцент делается на Тбилиси. Время от времени под обстрел попадают и другие города.
ИГРА СТОИТ СВЕЧ
В Тбилиси рейдеры в основном интересуются недвижимостью. Реже — оборудованием, автопарком и другим имуществом. Участники рынка полагают, что интерес гостей связан с колоссальным ростом цен на недвижимость. «Если несколько лет назад квадратный метр в центре Тбилиси стоил около $400, сегодня этот показатель порой превышает $2000, — объясняет директор риэлторской компании Real Estate Каха Вачнадзе. — Столь резкий скачок цен вызвал активизацию не только грузинских рейдеров, но и их зарубежных коллег».
Специалисты отмечают, что украинские рейдеры обладают собственным почерком. Если грузинские или российские штурмовики используют такие грязные методы, как силовой захват с участием спецподразделений, физическое давление на оппонентов и др., то украинцы более осторожны. Они стараются не идти на явное противоречие с законом, а если и нарушают его, то очень взвешенно. Об этом свидетельствуют данные Арбитражного суда Грузии. В 2007 году Фемида вынесла против рейдеров более 30 ти обвинительных вердиктов. Граждане Украины не фигурировали ни в одном из этих случаев.
«Мне довелось вести несколько дел с участием украинских рейдеров, — вспоминает руководитель юридической конторы «Иашвили и партнеры» Александр Иашвили. — Они чаще действуют в сговоре со своими грузинскими партнерами. А иногда ведут дела через подставных лиц».
УЗАКОНЕННЫЙ ЗАХВАТ
Аркадий Щава — уроженец Киева. По профессии — юрист. Специализируется на делах, связанных с недвижимым имуществом. Последние два года живет и работает в Тбилиси. Руководит компанией «Аргонавты». На профессиональном языке его деятельность называется «недружественным поглощением чужого имущества». Хотя сам г н Щава категорически не согласен с такой формулировкой. «О поглощении или насильственном захвате речи быть не может, — считает Аркадий Павлович. — Мы участвуем в имущественных спорах как юридическая компания. Наша фирма официально зарегистрирована и исправно платит налоги».
О методах, которые использует компания «Аргонавты», г н Щавапредпочитает не распространяться. Он также деликатно умалчивает тот факт, что за два года деятельности «Аргонавты» внесли в бюджет сумму, эквивалентную $300. И это несмотря на то, что на счету компании несколько крупных сделок. Например, летом текущего года она продала здание стоимостью $3 млн. Причем «Аргонавтам» оно досталось практически бесплатно, в результате длительного судебного разбирательства с прежним собственником.
Среди украинских рейдеров, промышляющих в Грузии, встречаются люди разных судеб и профессий. Чаще — бывшие риэлторы и юристы. В страну их привлекает слабая конкуренция на рынке захватов. Способы работы разнообразны. Любой операции предшествует разведка. «Грузия — немного своеобразная страна. Здесь личные связи порой играют решающую роль, — говорит адвокат Важа Сигуа. — Поэтому для начала выясняется, насколько боеспособен оппонент, есть ли у него влиятельная крыша, нет ли правовых погрешностей при регистрации и оформлении имущества и т.д.».
После разведки начинаются решительные действия. Например, обессиливание компании- конкурента путем судебных процессов. Рейдеры подают иск под любым удобным предлогом. Начинается разбирательство, в результате которого суд может наложить арест на имущество ответчика. К тому же судебные издержки и гонорары адвокатов могут достигать солидных сумм. Лишенное возможности работать предприятие оказывается перед угрозой банкротства. В результате оно вынуждено уступить часть или все имущество захватчику или продать его за бесценок. Именно так овладела компания «Аргонавты» зданием торгового центра в Тбилиси.
Также распространен подкуп должностных лиц. Рейдеры предлагают взятку руководителю предприятия. Взамен он принимает угодное для захватчиков решение, которое наносит вред компании-жертве. Собственники об этом узнают слишком поздно. К такому приему прибегло ООО «Геоинвест», руководимое гражданином Украины Андреем Добровольским. Операция оказалась успешной — «Геоинвест» стал владельцем трех корпусов в центре Тбилиси. Рыночная стоимость имущества составила $7 млн. Через несколько дней после сделки «Геоинвест» объявил о самоликвидации.
УТРОМ ДЕНЬГИ — ВЕЧЕРОМ СТУЛЬЯ
Активность рейдеров заставила собственников принять меры для защиты имущества. Некоторые из них стали обращаться за помощью к так называемым антирейдерам — лицам, препятствующим насильственным захватам. Конечно штатные юристы есть в любой компании, но они недостаточно знакомы со стратегией рейдерской войны. Антирейдеров в Грузии практически нет. Но искать их долго не приходится. Вербовка москвичей, киевлян, петербуржцев проходит легко и по принципу «утром деньги — вечером стулья».
«Мы охотно соглашаемся на заказы из Грузии и других постсоветских стран, — комментирует антирейдер Виктор Колесниченко, который сейчас работает на одну крупную грузинскую компанию. — В Украине рынок забит. Там нашего брата хватает. Здесь же иная ситуация. Да и платят нормально».
Участившиеся случаи насильственного захвата имущества не обошли вниманием власти. «Это новое явление для Грузии, — заявляет зампредседателя парламентского комитета по юридическим вопросам Нино Каландадзе. — У нас пока нет полноценного законодательства и структур, призванных бороться с захватчиками. Но мы усиленно работаем над этими вопросами».
Рейдерство привлекло внимание даже президента страны Михаила Саакашвили. Он потребовал от правоохранительных органов «разобраться и навести порядок». Однако последние события в Грузии отодвинули проблему на второй план. А пока собственникам приходится рассчитывать только на свои силы.