Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Учебно-боевые... пляжи

Совместимы ли в Крыму курорты, добыча нефти и военные полигоны?
12 ноября, 2007 - 18:53
«ПОЛИГОН ОПУК» / ФОТО СЕРГЕЯ СВЕТЛИЦКОГО

Накал страстей в Крыму, продолжающийся вот уже около месяца, немного успокоил вице-премьер-министр Александр Кузьмук, который на недавней пресс- конференции в Киеве заявил, что «cтроительство военного полигона на мысе Тарханкут — бесперспективное и опасное». По его словам, на этом мысе можно проводить учебу и стрельбы подвижными береговыми ракетными комплексами военно-морских сил (ВМС), но опасно использовать тактические ракетные комплексы и зенитно-ракетные комплексы. Александр Кузьмук, в прошлом командующий 32-м корпусом береговой обороны, базировавшимся в Крыму, подчеркнул, что для проведения учебных ракетных стрельб временно будет использоваться полигон на мысе Чауда, а в перспективе такие учения будут проводиться на мысе Опук, более безопасном и имеющим условия для проведения стрельб зенитно-ракетными комплексами.

БОГАТЫЙ ТАРХАНКУТ

Тарханкут — это регион с мягким, своеобразным климатом, морскими и степными пространствами, уникальными песчаными пляжами и богатым историческим прошлым. В античные времена район был плотно заселен скифами и древними греками, потому здесь всегда работают археологические экспедиции, находками не обделены и подводные археологи. Особенные климатические условия позволяют отдыхающим начинать здесь летний сезон во второй половине мая, а заканчивать в октябре...

А взбудоражило общественность Крыма сообщение о том, что Украина подписала соглашение о разработке Прикерченского участка шельфа Черного моря с американской компанией Vanco International Ltd. Еще в апреле 2006 года Кабинет Министров утвердил итоги конкурса на разработку Прикерченского участка, в котором победила компания Vanco International. Vanco подписала контракт на использование бурильной установки компании Atwood Oceanics Pacific Ltd для работ на Прикерченском участке в период с августа 2007 по январь 2008 года включительно. Но только теперь договор о совместной работе и разделе продукции завизировали вице-премьер-министр Андрей Клюев и президент Vanco Джин Ван Дайк.

В конкурсе приняли участие 17 компаний из семи стран мира. От заключенного на 30 лет соглашения Украина ожидает инвестиций более чем на 15 млрд. долларов США для геологического изучения и добычи углеводородов, а также добычи свыше 200 миллионов тонн углеводородов. Планируется, что реализация проекта обеспечит свыше 200 млрд. грн. дополнительных поступлений в бюджет и создание нескольких тысяч новых рабочих мест. Ресурсы месторождения, которое является предметом соглашения, оцениваются в 10,8 млрд. кубометров. Участок площадью 12,96 тыс. кв. км находится в экономической зоне Украины на расстоянии 13 км от береговой линии Керченского полуострова. Успешная реализация проекта на Прикерченском участке недр может сформировать реальный альтернативный источник импортным поставкам нефти и газа в Украину, способствовать энергетической независимости государства.

Соглашение, как сообщали информационные агентства, предусматривает, что 70% добытых углеводородов будут направлены на возврат инвестиций. Оставшиеся 30% будут разделены в соотношении 30% на 70% в пользу американской компании. Vanco намерена начать бурение на этом участке в начале 2008 года. Для проведения сейсморазведки ей понадобится примерно два месяца.

...А ПО СОСЕДСТВУ — СТРЕЛЯЮТ

Рассказываю об этом столь подробно для того, чтобы читателю было понятно, как этот внешне вполне успешный процесс натолкнулся на трудное препятствие. Оказывается, через год после тендера выяснилось, что нефтегазоносный участок граничит с районом стрельб одного из полигонов в Крыму между Феодосией и Керчью, существующий еще с советских времен. Это именно тот полигон, с которого, если верить общепринятой версии, и был сбит ракетой израильский самолет как раз в то время, когда Александр Кузьмук был министром обороны Украины и лично руководил стрельбами. Кроме того, со слов министра топлива и энергетики Юрия Бойко, Минобороны Украины обнаружило на шельфе минные поля времен Великой Отечественной войны. Поэтому было заявлено, что Минобороны Украины планирует переместить ракетный полигон из-под Феодосии на другой конец полуострова — на мыс Тарханкут, между Евпаторией и поселком Черноморское. Соответствующее постановление Кабинета Министров датировано 20 июня этого года.

В связи с этим, оборонное ведомство направило письмо главе крымского правительства Виктору Плакиде с просьбой предоставить разрешительные документы в Госагентство земельных ресурсов для согласований по выделению земельного участка в 480 гектаров под полигон на мысе Тарханкут.

Надо сказать, что мыс Тарханкут — это территория на север от озера Донузлав, которое несколько лет назад освобождено из под военной базы и предоставлено теперь в распоряжение гражданских властей. Экологи сразу же предложили создать здесь национальный парк, и на его освоение очень многие структуры уже имеют свои виды...

Против размещения полигона на Тарханкуте выступили власти Черноморского района, экологи и общественность. Экологи заявляют, что с созданием полигона ракетные стрельбы будут проводиться в непосредственной близости от Евпатории, которая пытается добиться статуса круглогодичного курорта и детской здравницы. Кроме того, в течение нескольких лет общественные организации и местная власть настаивают на создании Национального природного парка «Тарханкутский».

«Последствия загрязнения курортных зон, населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий, акватории Черного моря могут быть такими же непредсказуемыми, как направление и сила ветров, характерных для этой местности. В случае введения в действие ракетного полигона такая климатическая особенность лишь расширит границы загрязненной территории», — заявляли организаторы акции. Свои подписи против размещения ракетного полигона на мысе Тарханкут поставили жители не только Крыма, но, благодаря интернету, и Киева, Львова, Харькова, Москвы, Кишинева, Ташкента, а также известный путешественник Федор Конюхов. В октябре противники размещения ракетного полигона на мысе Тарханкут провели акцию по очистке прибрежной территории от мусора. Как сообщил журналистам председатель Оленевского сельсовета Юрий Щелок, на акцию собралось около 100 человек. «Люди прошли по берегу и убрали остатки мусора, который нам остался от лета. Но если там будет полигон, о мусоре уже говорить не придется», — убежден сельский голова. Он подчеркнул, что противники размещения военного полигона свою первоначальную задачу видят в том, чтобы «прокричать погромче». «Позиция такая — заявиться во все официальные органы. Главная проблема — прокричать, чтобы уходящий Кабинет Министров под занавес не подписал какую-нибудь интересную бумагу. Потом мы будем работать с новым составом и Верховной Рады и Кабмина, поскольку сейчас непонятна реакция официальных властей. Мы готовы собрать людей, перегородить дороги, но пока нет официальной реакции властей — это не имеет смысла... И на Чауде (нынешнее расположение ракетного стрельбища в Восточном Крыму) не должно быть ракетного полигона. Если там начнут добывать нефть, пусть полпроцента отстегивают и проводят стрельбища на российских полигонах — вот там безбрежные степи. Я их три прошел и знаю, что такое ракетный полигон», — заключает сельский голова.

По словам Юрия Щелока, первоначально Кабмин планировал перенести на Тарханкут не только ракетный полигон, но и Багеровский радиоактивный могильник. «Когда мы получили первую информацию из Кабмина, она была в комплексе — и полигон, и могильник. Убрать одно, и оставить второе было бы нелогично. Но тогда возникнет вопрос по поводу перевоза радиоактивных отходов по территории всего Крыма. Должна быть какая-то реакция и от МЧС по этому поводу», — считает Юрий Щелок.

НЕФТЯНАЯ ПРОПАГАНДА

Параллельно в Крыму разгорелись в полный накал две пропагандистские кампании. Нефтяники доказывали, насколько полезным для Украины может быть разработка и добыча нефти на черноморском шельфе, а экологи и общественность, со своей стороны, говорили о том, насколько опасным может быть для Крыма перенос военного полигона с востока полуострова на его запад, а равно и о том, насколько добыча нефти несовместима с курортом.

Министр обороны Украины Анатолий Гриценко в одном из интервью отметил, что оборонное ведомство не инициировало перенесения военного полигона «Чауда», который находится возле Феодосии, на мыс Тарханкут. «Когда правительствами принималось решение о предоставлении в разработку шельфа Черноморского побережья, на каждом из этих этапов Генеральный штаб и Министерство обороны выражали свои предостережения, чтобы в эту зону не попал полигон, который мы сейчас используем», — подчеркнул он. В свою очередь, Верховная Рада Крыма приняла решение о разработке комплексного плана развития Восточного Крыма, и, по замыслам проектантов и экологов, регион будет развиваться как промышленно-транспортный и курортный.

По данным Крымской республиканской ассоциации «Экология и мир», Рескомприроды рассматривает предложения крымских ученых об отводе территории Тарханкута под национальный природный парк. В результате депутаты Оленевского и Окуневского сельских советов автономии на своих внеочередных сессиях приняли решение не допустить создания военного полигона на Тарханкуте.

Некоторые крымские аналитики уже неоднократно задаются вопросом — а не являются ли активные протестные действия экологов всего лишь акциями против Украины, инспирируемыми пророссийскими силами для сдерживания развития Крыма — в то время, как Россия все свои прилегающие территории и их инфраструктуру активно развивает, не заботясь о том вреде, который они могут нанести природе, в том числе и природе расположенного рядом Крыма. Так, по требованиям экологов в начале 90-х годов прошлого столетия прекращено строительство и разворовано оборудование построенной на 80 % Крымской атомной станции, и если бы она была завершена и досталась Украине, то наша страна сегодня не была бы в столь жестком энергетическом цейтноте.

Уже в последние годы по требованию экологов Президент Ющенко отменил проектирование мощного контейнерного — а это значит практически экологически безопасного! — порта на Донузлаве, хотя Россия на Кубани строит несколько портов, в том числе терминал для перевалки аммиака и других опасных химических веществ на мысе Железный Рог, вредное экологическое воздействие которого, согласно розе ветров, будет распространяться и на Крым. Приостановлено и проектирование порта на озере Тобечик под Керчью. В связи с этим многие эксперты заявляют, что Украина уже безнадежно проиграла России транспортное соревнование на Черном море.

Аналогичная ситуация и с добычей нефти на черноморском шельфе. Как известно, Россия сама была не против заключить об этом контракт с Украиной, однако тендер выиграли нелюбимые россиянами американцы, а поэтому протесты экологов против переноса полигона с мыса Чауда, как не крути, это счастливая для россиян возможность если не сорвать, то затянуть начало добычи Украиной нефти в Черном море, а значит продолжить или закрепить нашу зависимость от российских поставщиков энергоносителей.

ЧЕРНОЕ МОРЕ ЗАДЫХАЕТСЯ

Экологи выступили и против добычи нефти в Черном море. Председатель Крымской республиканской ассоциации «Экология и мир», глава Крымской академии наук Виктор Тарасенко заявил: «К сожалению, даже наличие высоких технологий в высокоразвитых странах не уберегает их рекреационные ресурсы. Люди не хотят отдыхать там, где работает нефтекомплекс — будь-то Поволжье, Баку, Эмираты», — отмечает Виктор Тарасенко. По его словам, экосистема Черного моря находится в таком критическом состоянии, что любые дополнительные промышленные выливания, внештатные ситуации при разведке и добыче нефтепродуктов могут значительным образом изменить ситуацию к худшему. По его мнению, прежде чем развивать добычу энергоносителей, необходимо взвесить все «за» и «против», особенно «с учетом того, что у нас есть проблема колоссального загрязнения, сероводородные процессы, огромнейший сток из Европы через Дунай и Днепр — и все это в маленьком, закрытом, слабо восстанавливающемся море».

Он рассказал, что на снимках из космоса действующих вышек в Азовском море видны огромные ареалы загрязнения, которые фиксируются вокруг районов газодобычи. «Продуктивность бассейна упала на порядок за последние 15 лет, под угрозой азовские дельфины, реликтом становится тюлень-монах, — это тревожные симптомы того, что мы мыслим в неправильном направлении. Необходимо сохранять экосистему, природу, развивать альтернативную энергетику, поддерживать биологическое разнообразие», — говорит эколог.

В Международный день защиты Черного моря зеленые партии и политические движения стран Черноморского региона сделали заявление, в котором в числе основных угроз называют загрязнение моря неочищенными сточными водами, его чрезмерное «удобрение» азотом, чрезмерный рыболовный промысел и коррупцию государственных служащих. Под заявлением свои подписи поставили лидеры зеленых партий и политдвижений Украины, России, Молдовы, Грузии, Болгарии, Румынии и Турции. По данным Виктора Тарасенко, в этом году Украина председательствует сразу в двух международных Черноморских организациях — в Комиссии по защите Черного моря от загрязнения, которая является руководящим органом Бухарестской конвенции, и в Организации Черноморского экономического cотрудничества.

В Минприроды Украины отмечают, что это не только подтверждает позитивный международный имидж Украины и высокое доверие мирового сообщества к нашей стране, но и свидетельствует о ее активной позиции в формировании региональной природоохранной политики в отношении Черного моря.

Крымские экологи считают, что десятилетие действия Стратегического плана действий по защите Черного моря не принесло ощутимых результатов. В сравнении с предыдущими тремя десятилетиями жизнеспособность Черного моря существенно ухудшилась. Из-за превышенного содержания нефтепродуктов в водах Черного моря около 160 обитающих в нем видов фауны находятся на грани вымирания. По данным первой изданной «Морской Красной книги» и по результатам исследования загрязнения водоемов нефтепродуктами, в карте опасных регионов Черное море занимает одно из первых мест по количеству отходов...

Похоже, что Украина по всем этим трем вопросам — размещение полигонов, добыча газа и нефти в Черном и Азовском морях, развитие курорта — попала в довольно непростую ситуацию. Искать ответ на эти вопросы, конечно, должны специалисты, и исходить они должны из общенациональных интересов с учетом опыта соседних стран: если мы отстали в одном — это не значит, что надо сдавать позиции во всем.

Никита КАСЬЯНЕНКО, Симферополь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ