Известный российский кинорежиссер Александр Сокуров приезжал в Киев по приглашению дирекции кинофестиваля «Молодость» и руководства торгово-развлекательного комплекса «Комод», в котором один из кинозалов ни много ни мало — называется его именем. Показ последнего фильма режиссера «Александра», посвященного чеченской войне, вызвал интерес прежде всего у профессиональных критиков. А у зрителей сокуровские картины не столь популярны, что, похоже, режиссера не очень удручает.
«КИНОИНДУСТРИЯ ДЕГУМАНИЗИРУЕТ ЛЮДЕЙ»
— Александр Николаевич, кого вы относите к своему зрителю?
— Мой зритель не изменился с годами, он тот же, каким был в течение последних двадцати лет. Наша съемочная группа работает довольно давно, мы сделали много игровых и документальных картин (их количество приближается к 50-ти). Наш зритель — душевные, по большей части, образованные, нуждающиеся в душевном контакте люди. Когда я говорю «образованные», то не имею в виду диплом о высшем образовании. Речь идет о внутренних требованиях человека к самому себе, которые заставляют его самообразовываться, интересоваться вопросами духовной жизни. Так, в России наш зритель состоит в основном из людей старшего возраста, а в других странах — это, по большей части, молодежь. В России же студенчество деморализовано и дегуманизировано. По крайней мере, об этом свидетельствуют мои наблюдения студенческого города Санкт-Петербурга.
Я хочу выразить благодарность всем, кто организовывает в Киеве показы моих фильмов. Для меня приезд в Украину — огромное событие. Я всегда рад встрече со зрителями. Всегда волнуюсь перед показом, хотя понимаю, что ничего изменить уже невозможно. У меня есть небольшой опыт театральной работы. Ныне собираюсь ставить оперу «Орестея». Но если в театре всегда что-то еще можно поменять, то в кино поставлена некая «электронная точка» — и приходится уповать только на то, чтобы синхронно совпасть с настроением, с внутренними потребностями человека, который приходит в кинотеатр и смотрит то, что ты делал в течение длительного времени.
— Во всякой войне у каждого свои интересы, как правило, экономические. В чем лично для вас актуальность событий, связанных с войной, в частности чеченской?
— Для меня очень важно, что Россия состоит из многих частей, что это страна, состоящая из разных народов. На Кавказе я бывал часто, занимался там исследованиями действий русской армии в период царизма. Узнал много страшных, трагичных подробностей о действиях императорской армии на Кавказе. Я очень тяжело переживаю разрушение... Хотя понимаю, что сам вектор развития политики и экономики по сути деструктивен. Политика и экономика с каждым годом становятся все более дегуманизированной сферой во всех странах мира. И это не только следствие того, что везде, несмотря на демократические процедуры, к власти приходят люди, лишенные всякого гуманитарного внутреннего смысла. Сегодня мы видим дегуманизацию миллионов и миллионов людей. Не в последнюю очередь виновата в этом индустрия кинематографа, которая способствует дегуманизации общества сильнее, чем разговоры о глобализации.
«ПЕРЕТЕКАНИЕ ВРЕМЕН»
— Почему на роль женщины, посещающей своего внука-офицера в Грозном, вы выбрали знаменитую оперную певицу Галину Вишневскую?
— Я давно хотел снять фильм, в котором Галина Павловна сыграла бы главную роль. Еще будучи молодым, я увидел Вишневскую в фильме, снятом по «Катерине Измайловой» Дмитрия Шостаковича, и был в восторге от ее драматического дара. Но я так и не дождался, когда появятся новые фильмы, где Вишневская сыграет главные роли. И дал себе слово, что если у меня хватит сил, авторитета и если Господь приведет меня в эту профессию, то я обязательно подойду к Галине Павловне и попрошу ее поработать со мной. И вот судьба подарила мне такую возможность.
— У Вишневской непростой характер. Как вам с ней работалось?
— Да, она волевой, в чем-то жесткий человек. Вишневская всегда знала, что хочет, и на протяжении жизни все время вынуждена была отстаивать свое достоинство. За свой талант она заплатила большую цену: после Второй мировой войны Вишневская заболела туберкулезом. Ей предстояла операция, но врачи предупредили, что она не сможет петь, и Галина Павловна ушла из больницы. Она решила: или я буду петь, или не буду жить! К тому времени она пережила много горя, потеряла ребенка, видела ужасы войны... Вишневская оказалась в блокадном Ленинграде. Она также была в разрушенном Сталинграде, так что когда мы привезли Галину Павловну в Грозный, она сказала, что люди ее поколения все это уже видели и все понимают и все чувствуют...
На съемках у нас не было недоразумений, между нами сложилось полное взаимопонимание. Единственное, что очень сильно мешало, — страшная жара, из-за которой даже войска прекращали свои действия. Но Вишневская каждый день выходила на съемочную площадку. Однажды ей позвонил ее муж М. Ростропович (ему сделали операцию в Швейцарии, которая, вскоре, к сожалению, привела к его кончине), который жаловался, что очень плохо себя чувствует. Галина Павловна ответила: «Не хнычь, держись! Ты защищал Белый дом в Москве, а теперь настала моя пора, я обязана сняться в этом фильме»...
Вишневская демонстрировала не только блестящий профессионализм, но и твердость решений. Накопленный за жизнь массив фантастического характера — второго такого я в своей жизни не видел! — позволил ей блестяще выполнить непростую задачу. Учтите, Галина Павловна не драматическая, а оперная актриса, но не все театральные актеры могут быть такими органичными в кино, как она. Перед съемками «Александры» мы с Вишневской пересмотрели фильмы с Анной Маньяни (моей любимой актрисой). Я обращал внимание Галины Павловны на то, как Маньяни проживает в кадре разные ситуации; как может быть красиво некрасивое состояние человека. Мы говорили о том, что не нужно переживать как ты выглядишь в ту или иную минуту. А еще мы слушали много записей Федора Шаляпина...
— Играло ли какую-то роль военное прошлое Вишневской?
— Для меня была важна некая связь времен, которая в этой ситуации возникла. Мне нравится, когда происходит перетекание времен (ничто никуда не пропадает, не уходит в песок). Ни в искусстве, ни в истории нет черных дыр, все существует параллельно, одновременно, и только наша воля определяет, знаем и помним мы об этом или нет. В героине Вишневской воплотилась и моя жизнь (я сын военного, отец с семнадцати лет воевал на фронте, у него три Ордена Красного Знамени, хотя войну он люто ненавидел).
Мне бы очень хотелось еще поработать с Галиной Павловной. Я считаю, что эта замечательная актриса может сыграть все. Хотя смерть Ростроповича стала для нее сильным ударом. Однако она по- прежнему руководит оперной студией, работая ежедневно. Если позволят обстоятельства, то я надеюсь, что в следующей картине для Вишневской будет новая роль. Я готов снимать ее бесконечно, подстраиваться под ее время и силы.
«НАДО НАУЧИТЬСЯ ЖИТЬ НЕ ОБИДАМИ, А БУДУЩИМ»
— Российские спецслужбы вам помогали в съемках?
— Да, у меня была встреча с ФСБ, я им честно рассказал о своих «взаимоотношениях» с бывшим КГБ, о том, что со мной пытались сделать. Хотя, думаю, они сами знали об этом. Я попросил только об одном: чтобы ни одна волосинка с головы великой женщины и певицы не упала, ведь нам предстояло снимать в полевых условиях. Силовые структуры ФСБ перевозили нас по ночному Грозному. Я сердечно благодарен им за помощь. Не знаю многих обстоятельств их оперативной работы, но видел, как они действовали в конкретных обстоятельствах, беря на себя колоссальную ответственность за жизни всей съемочной группы...
— Военная тематика имеет свою специфику. У вас не было опасения, что фильм людям, пережившим войну, в чем-то покажется неправдивым?
— Еще до съемок я дал прочесть сценарий ребятам из одной разведроты, дислоцированной в Грозном. Они не высказали ни одного замечания. Хотя я первый раз писал литературный сценарий, но интуиция уже, по-видимому, работает.
— Вы не хотели бы поменять профессию и стать писателем?
— Нет, я читатель, а не писатель. Режиссура и сценарное мастерство — это разные профессии. Раньше я никогда не позволял себе писать сценарии, но вынужден был взять за это потому, что два сценариста, к которым обратился, были заняты сериалами.
— Когда сможем увидеть обещанный фильм на тему «Фауста»?
— «Фауст» должен стать четвертым фильмом на тему власти. Сценарий уже написан. Надеюсь через год приступить к съемкам, если же, конечно, преодолею ряд сложностей. В первую очередь нам предстоит пережить президентские выборы в России. Знаете, я считаю, что выборы президента — политическая ситуация, которая равна четвертому инфаркту. После них общество, экономика очень долго не могут прийти в себя. Все раскалывается, разламывается, и это, к сожалению, отражается на всей культуре.
— Одна из самых болевых проблем для российских президентов — война с Чечней. На ваш взгляд, разрешим ли этот конфликт с мятежной республикой?
— Надежду на его разрешение дают такие люди, как Александра, как те чеченские женщины, с которыми общается героиня нашего фильма. Хотя в картине показана придуманная ситуация, однако она основывается на реальных характерах. Никто никогда часть Кавказа (Чечню) не вырежет, как кусочек торта, и не перенесет ее в другое место. Надо научиться жить не обидами, а будущим, каждым следующим днем. Нет другого пути, нет другого выхода. Самая главная проблема чеченской войны заключается не в том, кто победит, а что делать, когда война закончится. А как нам всем жить дальше? Никакой священник никаким покаянием не снимет с души человека того, что он пережил, убивая другого. Как нам жить с этой взаимной памятью? Вот в этом главная проблема...
СПРАВКА «Дня»
Александр Сокуров родился 14 июня 1951 года в деревне Подорвиха Иркутской области в семье военного. Окончил исторический факультет Горьковского университета. Будучи студентом, параллельно работал в штате Горьковского телевидения. В 1975 году поступил на постановочный факультет ВГИКа в мастерскую Александра Згуриди. В 1979 году, сдав экзамены экстерном, на год раньше срока был вынужден закончить обучение во ВГИКе из-за конфликта с администрацией института и руководством Госкино (его студенческие кинематографические работы обвиняли в формализме и в антисоветских настроениях). Свою первую художественную картину «Одинокий голос человека» Сокуров снял по мотивам повести Андрея Платонова, которая позже получила ряд фестивальных наград. Затем работал на киностудии «Ленфильм», сотрудничал с Ленинградской студией документальных фильмов, где в разное время сняты все его ленты: «Соната для Гитлера», «Элегия», «К событиям в Закавказье», «Духовные голоса». Был режиссером озвучивания в фильме Федерико Феллини «И корабль плывет». В 80—90-е годы режиссер снимал по несколько картин за год. Наиболее известные игровые фильмы — «Одинокий голос человека», «Скорбное бесчувствие», «Дни затмения», «Спаси и сохрани».
По решению Европейской киноакадемии Александр Николаевич Сокуров включен в число ста лучших режиссеров мирового кино. Он неоднократно получал награды международных кинофестивалей, является лауреатом Государственной премии России и лауреатом Премии Ватикана «Третье тысячелетие». На Каннском кинофестивале сокуровский «Молох» получил приз «За лучший сценарий». Последняя работа режиссера — фильм «Александра».