Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Интеграционное обогащение

Татьяна ХАДЖИМАНУЭЛ: странам выгодна иммиграция
9 ноября, 2007 - 18:49

Тема миграции все чаще освещается украинскими СМИ. С одной стороны, Украина становится не только страной транзита, но и страной назначения мигрантов. С другой — миллионы украинцев работают за границей, и большинство из них — нелегально. Некоторую двусмысленность придает тот факт, что трудовая миграция охватывает как легальную, так и нелегальную миграцию. Как оценивает нынешнюю ситуацию в этой сфере Международная организация по миграции (МОМ)? Можно ли считать миграцию позитивным явлением или с ней нужно бороться? Нужна ли Украине политика интеграции мигрантов? Об этом — «Дню» в эксклюзивном интервью рассказывает региональный координатор Представительства МОМ в Украине Татьяна ХАДЖИМАНУЭЛ.

— Госпожа Татьяна, владеете ли вы информацией, сколько в Украине мигрантов, как легальных, так и нелегальных? И насколько эта цифра соизмерима с количеством украинских мигрантов за границей?

— Прежде всего, очень трудно давать точные цифры относительно нелегальной миграции — на то она и нелегальная, что точно отслеживать ее невозможно. По официальной статистике, сейчас от 2 млн. до 2,5 млн. украинцев работают за границей. Но если посмотреть на число украинцев, которые едут работать легально — эта цифра составляет 60—70 тыс. человек. Давайте сравним. Разница означает, что остальные работают нелегально. В то же время кое-кто из должностных лиц говорит, что количество украинских «заробитчан» за границей — пять или даже семь млн. человек. Недавно была информация о том, что «заробитчане» присылают в Украину до 10 млрд. долларов за год. Как предположение это может означать, что каждый «заробитчанин» в среднем присылает ежемесячно по 200 долларов своей семье. Что касается иностранцев в Украине — соответствующих цифр нет. Конечно, Украина находится не на таком экономическом уровне, как страны, скажем, Западной Европы. Например, если человек законно работает в стране ЕС, то в зависимости от квалификации он может зарабатывать до 2—3 тысяч евро в месяц. Что же касается мигрантов, приезжающих сюда и работающих, ну, скажем, на строительстве — они вряд ли получают больше чем 300, или пусть 500, долларов в месяц. Это очень общая оценка.

Люди могут поехать куда-нибудь работать по контракту или имея рабочую визу. Я сама легальный мигрант, например. Я приехала из Греции и законно работаю в Украине. Нелегальными мигрантами считаются как люди, едущие вообще без виз, так и люди, которые приезжают законно, но остаются после окончания действия срока визы. Они едут в другую страну под различными предлогами, например, берут туристические визы, а потом начинают работать, скажем, в барах, на полях, на строительстве и тому подобное.

— На сайте Государственного комитета Украины по делам национальностей и миграции есть данные о том, что по оценкам ООН Украина занимает четвертое место в мире по количеству въезжающих в страну человек. Высказано предположение, что в Украине живет до четырех млн. иностранцев. Насколько реальна эта цифра?

— Нужно учитывать, что эти подсчеты включают значительное внутреннее движение в пределах Содружества независимых государств. Возможно, предположение, что четыре млн. иностранцев живут в Украине, и соответствует действительности. Но наиболее вероятное объяснение приведенных в отчете цифр заключается в том, что многие люди свободно ездили между странами бывшего СССР. Это тяжело оценить, и точные цифры на самом деле подать невозможно. Мы не знаем количества трудовых мигрантов, которые ездят в одну и другую стороны. Например, Украина не имеет визового режима с Россией. По некоторым украинским оценкам, сейчас около миллиона украинцев работают в России. На самом деле их может быть значительно меньше, но может быть и два миллиона...

— Недавно вышел отчет об иммиграционной политике стран ЕС с оценкой интеграции мигрантов в общество. В нем сказано, в частности, что лучше всего это делает Швеция...

– Да, Скандинавские страны в принципе имеют лучшую политику интеграции мигрантов.

— А что, собственно, означает «политика интеграции»?

— Ну, прежде всего, это привлечение людей к рынку труда, чтобы они не слонялись без работы. Предоставление определенных социальных гарантий; а также, конечно, просвещение собственного народа: программы против ксенофобии и расизма. Это именно те три шага, к которым преимущественно прибегают страны Евросоюза. И я бы хотела добавить, что странам выгодна иммиграция. Во-первых, люди приезжают и заполняют прогалины в национальной экономике, нанимаясь на работу, от которой местное население по большей части отказывается. То есть мигранты поддерживают необходимые секторы экономики. Во-вторых, они все же «обогащают» общество. Я имею в виду, показывают, как выглядит остальной мир, привозя с собой различные культурные ценности, обычаи других частей света. Для меня мультикультурность — это позитивная ценность. Мы живем в глобализированном мире, хотим мы того или нет.

— Если это так, то почему, на ваш взгляд, некоторые люди чувствуют враждебность к мигрантам, чего нельзя не заметить, в частности, и в Украине?

— Потому что Украина, как, собственно, и любая другая европейская страна, до сих пор была значительно более однородной. Когда же начинают прибывать новые группы, наверное, это дестабилизирует украинскую идентичность. Но это естественно. Это происходит везде — Украина не единственная страна в мире, где это происходит. Греция тоже была очень однородной в этническом, религиозном плане и так далее. Когда же распалась Югославия, к нам начало приезжать много албанцев, сербов, болгар — и сначала для общества это был шок. Потому что, конечно, хорошо, когда иммигранты заполняют прогалины на рынке труда, но местное население сначала не воспринимает их как часть общества. Обычно трудовые мигранты приезжают и уезжают, но если они остаются, страна должна их как-то интегрировать.

— Почему все же страны борются с неурегулированной миграцией?

— Когда люди пребывают в стране нелегально, неизвестно, не занимаются ли они незаконной деятельностью, не приносят ли с собой преступность. Это может быть одним из аспектов, который появляется вместе с выгодами, о чем я говорила. Но это вовсе не означает, что все мигранты являются преступниками или занимаются незаконной деятельностью. Да, преступность может повыситься, особенно если страна не проводит хорошей интеграционной политики. Если люди безработные, не имеют достаточно денег, начинают пить, не имеют пристойного уровня жизни, да еще и чувствуют угрозу — кто знает, как они будут реагировать? Поэтому политика интеграции, конечно, нужна. Она, прежде всего, касается легальных мигрантов. Для того, чтобы найти приличную работу, нужно быть зарегистрированным. Нелегально работают преимущественно на отдельных людей, без каких-либо гарантий.

— А как обстоит дело с украинцами, которые также работают за границей?

— Они находятся в такой же ситуации. Абсолютно в такой же. Потому что люди часто уезжают, еще не найдя работодателя; они просто ходят и ищут работу случайным образом. И, конечно, работодатели рады получить дешевую рабочую силу. Ведь значительно дороже принять на работу человека по действительному контракту, с социальным страхованием. Наша организация имеет программы, касающиеся именно прав мигрантов. Мы сталкивались со случаями, когда у людей, которым обещали работу, по прибытии в Европу забрали паспорта, их побили и эксплуатировали. Как минимум, люди должны знать, что может произойти с ними, если они выбирают нелегальный путь. Это касается также иностранцев в Украине. Ну, и кроме того, нужно различать фантазии и действительность. Потому что люди иногда думают: «Вот, я поеду в Англию и буду зарабатывать по три тысячи евро в месяц». Это фантазия. Конечно, так может и получится, если у человека высокая квалификация, если он официально подаст заявку на работу... Но ведь может быть совсем по-другому.

Хотя я должна сказать, что миграция не прекратится никогда. Люди всегда надеются на лучшую жизнь, и что бы им не говорили, они думают, что «с другой стороны забора» будет лучше.

Разговаривал Артем ЧАПАЙ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ