Досрочные парламентские выборы в Украине и в Польше прошли почти одновременно — с интервалом в три недели. Поэтому многим наблюдателям предстоит сравнивать избирательные кампании и результаты выборов. Не претендуя на глубину анализа, попробуем обобщить то, что бросается в глаза.
В первую очередь отметим, что правящие коалиции и в Польше и в Украине были искусственными, идейно неоднородными. В Польше неожиданная коалиция партии Право и Справедливость с Самообороной и Лигой Польских Семей была образована из-за безвыходности и не могла быть прочной. Она развалилась после отставки скомпрометированного скандалами вице-премьера и лидера Самообороны Анджея Леппера.
Зато в Украине «антикризисная» коалиция и не собиралась разваливаться. Однако, построенная на фундаменте предательства, почувствовав вкус вседозволенности, она потеряла какое-либо чувство меры и натолкнулась на решительные меры Президента.
За роспуск парламента польский Сейм проголосовал подавляющим большинством фракций и без особых трудностей. В Украине же Президент вынужден был издать серию указов и долго убеждать регионалов в неотвратимости досрочных выборов.
Избирательная кампания в Польше, с точки зрения поляков, была одной из самых грязных, для украинского же наблюдателя могла показаться довольно корректной и спокойной. В отличие от Украины, дискуссии между представителями политических сил здесь велись по существу по различным важным для государства и общества вопросам. Политических шоу, похожих на наши «Свободу слова» или «Я так думаю», на польском телевидении нет. Это объясняется, с одной стороны, значительно меньшей заангажированностью поляков политикой, а с другой — и это главное — прозрачностью и ограниченностью бюджетов избирательных кампаний, как и финансирования партий вообще. Следует также отметить, что выборы в Сейм в Польше проходят на партийной основе, но по открытым спискам, т.е. за конкретные лица на различных округах. Одновременно выбираются сенаторы в верхнюю палату польского парламента.
Но все же самым главным фактором, который отличает Польшу от Украины, является, скажем откровенно, более высокий уровень культуры и патриотизма. По-видимому, поэтому невозможно представить, чтобы кто-то в Польше начал говорить о расколе страны (а там же две самые большие политические силы последние годы имеют постоянную поддержку около 35 процентов граждан каждая). Так, разделение общества существует и у них, и у нас. Но в Польше это разделение не мировоззренческо- географическое, как в Украине. Там это разделение на тех, кто положительно воспринимает посткоммунистические изменения строя, рыночные реформы и свободы, кто успешен и видит перспективу, и на тех, кто не смог перестроиться, найти себя в новых условиях. Следовательно, за либеральную Гражданскую платформу голосуют преимущественно избиратели из более экономически развитых местностей, жители крупных городов, интеллигенция. Зато более консервативную партию Право и Справедливость больше поддерживают жители сел и малых городков, в частности, на востоке страны, где традиционно выше безработица.
Ливица и в Польше и в Украине ныне слаба. Но, если в Польше она давно сформирована и имеет государственническую позицию, то Украине, по-видимому, еще долго ждать возникновения подобной политической силы.
В обеих странах на выборах потерпели поражение скомпрометированные партии: у них — Самооборона и Лига Польских Семей, у нас — социалисты.
В отличие от Украины, в Польше официальные результаты выборов были объявлены через день после голосования. Сразу же заявлено о составе будущей парламентской коалиции и кандидатуре на пост премьер-министра. И никаких сомнений в порядочности политических партнеров. Ответственность перед избирателем обязывает, ведь через несколько лет новые выборы…
В Украине все иначе: жестокая подковерная борьба, закрытая политика, откровенное доминирование личных амбиций над государственными интересами. Однако процесс демократизации идет, что даже вызывает зависть у наших соседей с Востока. Ведь Украина — едва ли не единственное государство из бывших советских республик (кроме Прибалтийских, конечно), где существует реальная политическая конкуренция. И именно это является гарантией того, что наша молодая демократия не будет превращаться в ее имитацию.