Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Зазеркалье: дождь, цветы, Мавка и Лукаш

Еще одна легенда о любви и измене
24 сентября, 2007 - 20:14
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «ЛЕСНАЯ ПЕСНЯ» / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ТЕАТРА

«Лесной песней» Леси Украинки открыл свой 84-й сезон Киевский академический театр юного зрителя на Липках.

«Лесная песня» в постановке известного режиссера Виктора Гирича приобщает публику к высокой украинской драматургии, а известный сюжет звучит по-новому.

На сцене зрители увидели феерическое действо. Легкие ткани, цветы, зеркала создают впечатление ирреальности потустороннего мира Мавки, гиперболизированная гротескность Килины (Ирина Лановенко) и матери Лукаша (Валерия Чайковская) — приземленность реального мира. Под прекрасные звуки свирели Лукаша на качели появляется Мавка (Анжелика Горб). Образ Мавки на удивление точно совпадает с представлением о ней, как внутренне-психологически, так и внешне. Поэтичность образа выписанного побуждает к поэтическим строкам описания актрисы в этой роли. Ее героиня чиста и по-детски наивна, она соединила в себе все четыре времени года. Движения Мавки медленны и легки, и иногда все же в ней просыпается какая-то неловкость, когда она танцует, кружась под свирель Лукаша. Мавка не боится быть непривлекательной, смешной — она такая искренняя, как сама природа. Подобные сравнения помогают зрителю нарисовать себе идеальную фигуру лесной жительницы, которая объединяет в себе все черты неземного существа. И как она изменится во втором действии. Голос станет более тихим, в глазах появится безысходность. Изменится и ее любимый — Лукаш (Валентин Томусяк). Под тяжестью быта, через внутреннюю борьбу, которая будет рвать его душу на куски, изменится его взгляд, голос, кажется он даже станет ниже ростом. В первом же действии он по внешнему и внутреннему рисункам очень близок к Мавке — чистый, наивный, непосредственный, естественный. Таким образом в начале они существуют в удивительной гармонии и тем сильнее чувствуется дальнейший диссонанс.

Пьеса «Лесная песня» очень сложна для постановки. Трудно воспроизвести на сцене фееричность, и полностью передать мир природы, которая родила Мавку. Но в этом спектакле мы слышим и птиц, и видим реальный ливень, и кажется, даже в зале начинает пахнуть дождем, и выпадает белый снег, и по коже пробегает мороз. Яркие цветы, зеленые ростки, которые окутывают тела потусторонних существ множатся в огромных зеркалах. создавая впечатление бесконечности. Усиливает впечатление, обостряет ощущение музыка, использованная в спектакле.

Все средства, внутреннее и внешнее существование актеров, сценография, звуковые эффекты и внешние выразительные средства, использованные режиссером, работают на глубокое погружение зрителя в прекрасный мир, который описала драматург, а воспроизвел режиссер. Невозможно оставаться в стороне действа, начинает работать каждый нерв, происходит объединение зрителя и спектакля.

Кто или что виновато в трагедии Мавки и Лукаша? Трудно ответить. Там, где господствует ум, нет места эмоциям, а там, где основой является эмоция — ум лишний. При соединении Мавки и Лукаша должен бы образоваться идеальный мир, в котором эмоции и ум правят на равных, но, как известно, в мире нет ничего идеального и вечного... кроме любви. Но не найдя себе места на земле она все равно будет жить в легендах, историях, пьесах и на сцене.

Спектакль не дает ответов, не навязывает собственного мнения. Режиссер и актеры просто пытаются воспроизвести всю ту многослойность философии, которая была заложена Лесей Украинкой, передать ее поэтичность, как можно больше отдать той энергетики, которую получили они, оказавшись в мире драматурга. А каждый зритель обязательно найдет в этом спектакле то, что заденет струны его души, то что отзовется в нем свирелью Лукаша.

Так начал свою работу ТЮЗ, но впереди у этого коллектива много планов. Очень скоро в афише театра появятся новые названия. Ближайшая премьера состоится 28 сентября: маленькие зрители смогут посмотреть спектакль-сказку Евгения Шварца «Два клена» (режиссер Ирина Стежка). Немного позднее, ТЮЗ порадует своих поклонников спектаклем по повести Элеонор Портер «Полианна», которую поставит режиссер Виктор Гирич. Вскоре начнется работа над современной пьесой для молодежи «Романтик из страны е-Вау» Эм Глазо и над комедией Вильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь». Также театр планирует осуществить постановку по пьесе Ж.-Б. Мольера «Тартюф».

Галина ТЕРЕЩЕНКО, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ