Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Капризная судьба Примадонны

6 сентября, 2007 - 18:46
ЛИДИЯ ЛИПКОВСКАЯ

2007 год напоминает нам о знаковой дате в истории отечественной музыкальной культуры. 125 лет назад — 10 мая 1882 года родилась выдающаяся украинская оперная певица Лидия Липковская, которая на протяжении более чем 30 лет пела на сценах лучших оперных театров мира.

Ее партнерами в течение первых трех десятилетий ХХ века были наилучшие певцы мира того времени: Э. Карузо, О. Бончи, Т. Руффо, Д. Смирнов, Г. Бакланов и, безусловно, знаменитый и непревзойденный Ф. Шаляпин. С последним они почти одновременно стали солистами наилучшего оперного театра Российской империи — Мариинского Императорского театра в Санкт-Петербурге.

Теперь мало кто знает, что прославленный русский певец, имя которого стоит сегодня рядом с именами выдающихся представителей мировой культуры — У. Шекспира, В.А. Моцарта, Л В. Бетховена, П. Чайковского, А. Пушкина, Т. Шевченко, Н. Паганини, С. Лифаря и других, первые профессиональные шаги в искусстве сделал именно в Украине, участвуя в составе украинской передвижной театральной антрепризы Г. Деркача.

Если имя Ф. Шаляпина в Украине, как и во всем мире, хорошо известно, ежегодно в Ялте проводится международный музыкальный конкурс его имени, то с, соответственно, достойным почитанием фигуры Л. Липковской, как образно говорят в народе — «пока что не сложилось». Имя певицы, которое можно найти, начиная с 60 х годов прошлоговека, во всех творческих энциклопедиях мира, на сегодня почти не вспоминается. Не потому ли, что в них она значится, как русская певица. Эта ошибка перешла и в энциклопедический справочник «Художники Украины», издания «Украинская энциклопедия», 1992 год, город Киев.

Лидия Липковская родилась на Буковине, в селе Бабин сегодняшнего Кельменецкого района Черновицкой области в семье сельского учителя и была близкой родственницей выдающейся украинской драматической актрисы М. Заньковецкой.

Закончив Каменец-Подольскую Мариинскую гимназию, как особо одаренная девушка в 1903 году поступает на бесплатное обучение в Санкт Петербургскую консерваторию, после окончания которой в 1906 году, как уже отмечалось, становится солисткой Мариинки, где быстро добивается успеха и признания.

С 1907 года она совершенствует свое вокальное мастерство в Миланской консерватории, где привлекает внимание к своему таланту руководства Миланского оперного театра «Ла Скала», который предоставил ей возможность дебютировать на сцене одного из самых лучших театров мира в 1909 году.

Продолжая петь в Санкт Петербурге некоторое время, она вскоре расторгает контракт с этим театром и уезжает в Париж, где в составе оперной труппы С. Дягелева участвует в знаменитых «Русских сезонах» вместе с наилучшими представителями отечественной вокальной школы, в том числе, с уже упоминавшимся Ф. Шаляпиным, привлекши к себе внимание придирчивых музыкальных критиков и импресарио.

С этого времени начинается ее триумфальное продвижение по ведущим оперным сценам мира. Вскоре она подписывает трех годичный контракт с самыми престижными оперными театрами Северной Америки и Канады. Знаменитый «Ла Скала» специально для нее ставит оперу «Сомнамбула», тоже самое вскоре предпринимает и Лондонский королевский оперный театр «Ковен-Гарден».

Молодую певицу приглашали на свои сцены без исключения все мировые музыкальные столицы — Берлин, Вена, Рим, Бухарест, Монте-Карло. В 1914 году А. Тосканини приглашает ее для участия в девяти спектаклях в театре «Ла Скала», Милан.

Вместе с этим певица никогда не забывала о своей Родине. Время от времени возвращается она на родную землю, в свое родное село Бабин, где и до этого времени вспоминают о ней односельчане, а в общеобразовательной средней школе села создан небольшой музей ее имени.

Можно по-разному трактовать мотивацию ее отказа на предложение Советского правительства о возвращении на Родину. На то время таких эмигрантов из числа выдающихся ученых, писателей, артистов, которые также отказались от таких предложений, за границей было немало. Вспомните того же Ф. Шаляпина. Но и он, и Л. Липковская в своих воспоминаниях в дальнейшем вспоминают о своем отказе с сожалением.

Как же так произошло, что певица с мировым именем, почти забыта на Родине, кроме Черновицкой области и города Каменец-Подольский, где только начиная с 1999 года, исключительно усилиями творческой интеллигенции, общественных организаций и средств массовой информации, и почти без поддержки со стороны государства проводится определенная работа по достойному почтению ее памяти.

К сожалению, по сегодняшний день эта творческая фигура, прекрасным голосом которой увлекались М. Римский- Корсаков, А. Куприн, О. Голованов. К. Станиславский, А. Тосканини, о творчестве которой написаны десятки статей и книг, в Украине не нашла ни одного исследователя, кроме Заслуженного Деятеля искусств Украины, доцента Черновицкого Национального университета им. Ю. Федьковича А. Добрянского.

Именно он, начиная с 60 хгодов прошлого века, собирал на протяжении всей своей жизни материалы о нашей краянке, но едва успел перед концом своей жизни написать и издать небольшим тиражом — всего 500 экземпляров, маленькую книжицу, которая была мгновенно раскуплена почитателями творчества певицы.

Памятник Липковской установили лишь в 1975 году во Львове, и произошло это не благодаря патриотизму и благодарности львовян великой певице, которая для них теперь стала одним из национальных символов, а благодаря киевлянину В. Головащенко, который своим талантом, вдохновением и профессионализмом сумел за несколько лет работы обратить внимание общественности на эту выдающуюся фигуру в истории украинской музыкальной культуры.

Хочется надеяться, что имя выдающейся украинской оперной певицы из Буковины для большинства украинцев станет синонимом национального достоинства и самодостаточности нашей культуры в общемировых культурных достижениях.

Решением сессии областного совета в 2006 году поддержана инициатива творческой интеллигенции области относительно установления на Родине певицы памятника, проект которого бесплатно сделал известный на Буковине скульптор М. Мирошниченко, который демонстрировался в конце прошлого года на его персональной выставке в помещении Художественного музея.

Григорий ЗАСЛАВЕЦ, журналист газеты «Буковинське віче»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ