В «Карпатском вернисаже» зрители познакомятся с оригинальными работами черновицкой художницы Людмилы Богдан. Она закончила Вижницкое художественное училище декоративно-прикладного искусства, отделение художественного ткачества; училась у таких известных педагогов, как Людмила Агеева, Иван Баричев, Валерий Жаворонков, Эдуард Жуковский, Владимир Куров, Петр Лемский, Валерий Лендел, Анатолий Скиба. Ныне Людмила Богдан работает в технике акварели. Часто принимает участие в художественных выставках на Буковине.
Первая выставка мастера состоялась три года назад (вместе с художником-керамистом Сергеем Билопольским). А в 2006 г. была открыта ее вторая персональная выставка в Черновицком художественном музее. Утонченность вкуса и чувство стиля пани Людмила взяла от мамы, а поэтичность и любовь к живописи восприняла от отца. Богдан училась в советские годы, когда в искусстве господствовала монополия на социалистический реализм. Но ее педагоги прививали студентам любовь к украинскому народному творчеству и открывали будущим художникам мало известное у нас в стране новейшее мировое искусство. Людмилу очаровала заповедная атмосфера Вижнитчины, где все было исполнено красотой: горы, пихты, вышиванки, писанки с домоткаными коврами... Но прошло с тех пор более 30 лет. Потом у Людмилы Богдан были годы работы в художественных мастерских в Ивано-Франковске и Черновцах, где она работала художником по промышленной графике. Выполняла производственные работы, расписывала витражи, писала детские портреты... и на долгое время она разошлась с настоящим творчеством.
И вот в течение нескольких последних лет посетители художественных выставок и экспозиций украинских фольклорных праздников имеют удовольствие осматривать акварели черновицкой художницы Людмилы Богдан. Уже ранние ее натюрморты были окрашены искренним восхищением автора творениями народного искусства Гуцульщины и Буковины. В ряде произведений наблюдаем волнующую заинтересованность художницы в изображении цветов и фруктов, писанок, керамического кафеля, посуды и подсвечников. Удались мастеру золотисто-зеленые «Гутеи», напоенные щедрым осенним солнцем яблоки с грушами в «Осеннем натюрморте» и пышные цветы с фруктами в натюрморте «Праздничный»... Но наиболее свободно Л. Богдан чувствует себя в области народного орнамента и фольклора, тяготеет к созданию близких ей композиций лирико-повествовательного плана, свойственных гобеленному ткачеству. Наверное, поэтому пани Людмила называет свои акварели фольклорной или декоративной живописью. Она развивает мастерство и со временем более свободно обобщает форму, сознательно избегает графической сухости изображения. Ныне мастер отрабатывает приемы сочетания плоскости с объемом, чтобы добиться более выразительного звучания плоскостно-декоративного строя композиции объемно-пространственными эффектами. Акварели Людмилы Богдан принимают вид развернутых композиций, сплошь выстеленных мотивами народного орнамента. Красноречиво выглядит их плоскость, которая образована бесчисленными яркими розетами, розами, солнышками, писанками вместе со стилизованными изображениями цветов и птичек, травы и бабочек. В эту плотную канву словно вплетены очаровательно-печальные красавицы и загадочно-прекрасные всадники («Гірський легінь», «Сон невесты»). Автор вместе с зрителями восторженно радуется торжественной красоте в своих композициях — «Пасхальные мотивы», «Зеленая гора» и «Всадник счастливого известия».
Часто предметом изображения выступают художественно- эстетические предпочтения художницы. Влюбленная в рукотворное тепло и сине-коричневое сияние косовской керамики, она создает прекрасные композиции: «Праздник в Карпатах», «На праздник в Косов». Людмила с наслаждением вводит в свои произведения классические элементы украинского цветочного орнамента и фантастических зверей Марии Приймаченко, которая боготворила все живое («Птичка спряталась», «Очарованная Галя»). Богдан обращается и к традиционным гуцульским и буковинским орнаментальным мотивам, которые испокон века являются символами мироздания, солнца и плодородной земли. Поразительной энергией заряжены ее композиции с изображениями «Древа жизни» и двух оленей, колеса-солнца и сырных коней. Листы «Движение и покой», «Песня гуцула», «Полосы», «Гуцульское солнце» — это искреннее очарование вечным круговоротом природы и прославление животворного солнца — «личика Господнего». Подобная темпераментная интерпретация щедрой природы, такая страстная окраска образа этнически-фольклорной знаковости воистину волнуют.
Отрадно, что творческая активность художницы стремительно растет, и с каждой следующей композицией Людмила Богдан разворачивает часть необъятного свитка, чтобы показать нам, каким прекрасным садом-узором цветет жизнь.