Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украина — Грузия — зенит культурного обмена

4 сентября, 2007 - 19:11

В Батуми, столице Аджарии, я была в далеком детстве — родители решили провести там отпуск. Это была такая экзотика! Кавказские горы, подпирающие неправдоподобно синее небо, прячущие свои вершины в огромных, с детского рисунка, тучах. Горячая влажность воздуха, наполненного пряным запахом незнакомых растений, приправленного стойким кофейным ароматом — на каждом шагу варили на песке в маленьких турочках сладкий, густой и тягучий кофе. Казалось, что даже теплое, ласковое море чуть-чуть приправлено этим кружащим голову кофейным привкусом. Базарные развалы слепили глаза разноцветьем даров этой благодатной земли. А люди были приветливы и дружелюбны.

Возможность поехать в Грузию в составе украинской делегации по поводу проходящего там Года культуры Украины приняла с восторгом, хотя еще Тет-Маер предупреждал: «Ничего никогда не вернуть, как на солнце не вытравить пятна. И в обратный отправившись путь, никогда не вернуться обратно…».

Изменились мы, изменились наши взгляды, наши страны. Их лихорадит от политических и экономических стрессов на непростом пути самоопределения и самоутверждения. Можно сколько угодно иронизировать по поводу дней, недель, декад и годов культуры, но именно через культуру мы можем узнать, понять, принять и полюбить друг друга. А другой формы пока не придумали.

Наш визит пришелся на середину Года культуры, который открывался в апреле в Тбилиси. В Аджарии мы — первые посланцы после довольно долгого перерыва. Возглавляла официальную делегацию замминистра Ольга Бенч, покорившая своей дипломатичностью и непосредственностью всех без исключения представителей грузинской стороны. В делегацию вошли: скрипач- виртуоз, народный артист Украины, имя которого хорошо известно далеко за пределами страны — Богодар Которович, секретарь Союза кинематографистов Украины, кинорежиссер Борис Савченко, директор старейшего киевского кинотеатра «Жовтень», который постоянно ищет новые формы работы со зрителями — Людмила Горделадзе. В частности ее усилиями в наше непростое время в кинотеатре дважды были проведены фестивали грузинского кино. Встречали нас министр культуры, спорта и охраны памятников Грузии Георгий Габашвили и министр культуры, образования и спорта Аджарии Алекс Чикваидзе.

БЫТ — ТОЖЕ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ

Батумцы любят свой город. Хотя нет огромного количества кораблей с разнокалиберными флагами, их разноцветье живет во мне со времен детства. В городе много претендующего на роскошь ново-недостроя — это остатки владений прошлого правительства Аджарии. Знаменитый кофе по-турецки на улицах больше не варят, зато много кафе и ресторанчиков, где вас им обязательно угостят. Городские улицы в состоянии приблизительно таком же, как и в нашей столице. Пляжи бесплатные, но практически дикие. Хотя кое-где за небольшую плату можно получить лежак, зонтик и даже… цивилизовано переодеться. Отдыхающих мало, в основном свободные от работы местные жители и тбилисцы. Но природа по-прежнему роскошна, а люди по-прежнему доброжелательны и открыты.

На официальной встрече с украинской делегацией мэр города Роберт Чхаидзе подчеркнул, что руководство города, автономии и страны делает все, чтобы Батуми снова стал звездой международного туризма и поделился планами по этому поводу.

Город строит гостиницы. В основном, частные — мы жили в одной из них. Небольшие, милые, уютные. Вполне доступные по цене людям, не обладающим большим капиталом. С доброжелательным персоналом и вкуснейшим разнообразием неповторимой грузинской кухни.

Вечером город преображается, превращаясь в город-игрушку, город-праздник. Все здания щедро и разнообразно подсвечиваются, скрывая изъяны времени и подчеркивая своеобразие архитектуры. Экзотическая растительность и цветы становятся еще более причудливыми в разноцветье огней. А ровно в 21.30, усиливая ощущение вечного праздника юга, в игру вступают поющие и танцующие фонтаны, собирая вокруг себя всех, кто готов радоваться жизни. Все эти красоты открыл нам консул Украины в Грузии, человек искренне влюбленный в эту страну — Владимир Бондаренко. За что ему отдельное спасибо.

ДАЛЕКОЕ — БЛИЗКОЕ

Сам город Батуми и его окрестности заполнен архитектурными памятниками, памятниками старины и музеями. Их история уходит в такую глубь веков, что чувствуешь, как сгущается время до мгновения, и невольно проживаешь поход за золотым руном — ведь Колхида это здесь, рядом; и военные походы римлян — ведь это они начали строить Гонийскую крепость; и приход Андрея Первозванного, обратившего Аджарию в христианство почти на тысячелетие раньше, чем оно пришло к нам, в Киевскую Русь. К богатой и насыщенной истории этого края можно прикоснуться буквально на каждом шагу. В Кобулетском районе это крепость Петра. Ее рождение датируется VI веком н.э. — это была основная точка пересечений отдельных провинций Византии, Ирана и Армении. На левом берегу реки Чарохи расположена Гонийская крепость, куда мы ездили на экскурсию. Эта крепость во П— Ш вв. н.э. была стратегическим политическим, экономическим и культурным центром восточной границы Римской империи. Кроме поселений здесь был театр и ипподром. Здесь же, по преданию, похоронен один из апостолов Христа — Матата (Матвей). Крепость объявлена историко- культурным заповедником, здесь постоянно ведутся археологические исследования, плодами которых наполнен Батумский археологический музей. Слава Богу, что ни один совхоз, посадивший на святых землях мандариновые сады, не успел, как ни активничал, уничтожить историю.

О красотах Аджарии можно говорить бесконечно. Начиная с храмов Батуми — от находящегося у въезда в город католического храма. Мимо мечети с недавно пристроенным минаретом. К похожей на парижскую армяно-грегорианской церковью. Действующей синагоге, проект которой аналогичен с синагогой Амстердама. И главной примечательности — храму св. Варвары. Выехав же из города, лицезрейте на здоровье Скалпский монастырь или кафедральную церковь Хинойского епископа, Хиханскую крепость или умопомрачительные, древние арочные каменные мосты, которые вот уже какой век будто застыли в воздухе над быстрыми горными реками.

МНОГОГОЛОСИЕ ТЕАТРА, ТАНЦЕВ И ПЕСЕН

Украина привезла в Батуми два творческих коллектива. Автор и руководитель проекта — креативный Владислав Троицкий — назвал этно-хаос группа «ДахаБраха».Эго название взято из староукраинского языка и означает «давать» и «брать». Энергетика этого коллектива уходит в аутентичные украинские корни, не чураясь аутентики других славянских культур. Слова и музыка народные, но аранжировка современная. Ее делали члены гурта и сам г-н Троицкий. Украинское многоголосие созвучно грузинскому и не могло не покорить батумскую публику.

Второй коллектив — театр современной хореографии «Сузір’я Аніко», которым руководит украинская грузинка Анико Рехвиашвили. Ее интерпретации «Болеро» М. Равеля, «Танго» Пъяцолло, «Рондо» Дж. Ревербери публика принимала «на ура».

В противовес современному балету батумцы «угостили» гостей классикой народного танца в исполнении детского хореографического ансамбля «Харуни». Ансамбль относительно молодой — он основан в 2004 году под личным патронатом президента Грузии Михаила Саакашвили. Руководит ансамблем Теймураз Бибилешвили. В составе ансамбля 35 девочек и 5 мальчиков в возрасте от 7 до 14 лет. Юных танцоров уже хорошо знают за пределами Грузии. В частности, они покорили сердца артековцев и их гостей во время празднования 80-летия этого знаменитого детского лагеря. Безупречный профессиональный уровень их танца, актерские таланты, помноженные на искреннюю детскую непосредственность, у многочисленных зрителей, присутствовавших на площади, где проходил концерт, которому не помешал даже быстрый летний дождь, вызвал шквал недетского восторга.

Полученные украинской делегацией цветы были поделены между Тарасом Шевченко и Лесей Украинкой, — изваянные в камне, они с интересом наблюдали за происходящим на площади. Тарас здесь не был никогда, а Леся преданно любила эти места, ведь это ее слова: «Если б я не была украинкой, то, наверное, стала бы грузинкой».

Главным событием и большим потрясением для меня стал спектакль Батумского драматического театра «Нугзар и Мефистофель», по пьесе молодого грузинского драматурга Лаша Бугадзе. Фантасмагория на темы проданной души написана современно и хлестко, скрупулезно выстроена драматургически. И хотя это абсолютно оригинальное произведение, ощущаются тени славных предшественников — Гете, Гофмана и Булгакова. Недаром именно эту пьесу Грузинское театральное общество назвало лучшим драматургическим произведением 2004 года.

Театр в Батуми любят, и его история уходит своими корнями в последнюю треть ХIХ века. Здание, в котором сегодня идут спектакли, построено в 50-х годах прошлого века и является памятником архитектуры. Но, как и вся страна, любимый зрителями Батумский театр пережил сложные времена, был на грани закрытия. Свежую струю внес новый директор, известный грузинский кинорежиссер-документалист Заза Халваши, который решил вернуть театру былую славу. Для этого к художественному руководству театром был приглашен молодой, но почитаемый своими работами режиссер, ученик Роберта Стуруа, — Георгий Тавадзе. Его обращение к очень непростой теме оказалась не просто удачей — триумфом. Это не просто талантливо, но философски выверено и вкусово безупречно. Графически точное режиссерское решение спектакля органично поддерживает сценография Гогла Гогиберидзе.

Уникальная, поэтико-пластичная грузинская театральная школа заиграла в этом спектакле всеми переливами радуги. И было бы трудно выделить кого- то — все лидеры, но, узнав, что исполнителю роли Мефисто всего 22 года, снимаю шляпу не только перед его актерским талантом, высочайшей профессиональной планкой, но и умением глубоко, не по годам, чувствовать человеческую природу.

P.S . На круглом столе, состоявшемся в финале нашего визита в Батуми, в котором принимали участие представители министерства культуры Грузии и Аджарии, речь шла о совместных проектах. У нас действительно много общего, но совместные или одиночные проекты, кроме желания дружить, требуют, прежде всего, серьезных финансовых вложений. Показ в Украине спектакля «Нугзар и Мефистофель» мог бы стать пробным камнем для будущих меценатов. Поверьте, этот камень — драгоценный…

Светлана АГРЕСТ-КОРОТКОВА, специально для «Дня». Фото Павла ГОРДЕЛАДЗЕ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ