Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Переговорный сезон» между Ольмертом и Аббасом

3 сентября, 2007 - 19:13

На встрече премьер-министра Израиля Эхуда Ольмерта и президента Палестинской автономии Махмуда Аббаса, состоявшейся в резиденции израильского премьера в Иерусалиме, обсуждался вопрос стратегии и тактики мирного урегулирования. Лидерам обеих стран приходится очень непросто проторять дорогу к мирному сосуществованию, поскольку приходится воевать на «два фронта», противостоя как чужим, так и своим.

Обе стороны вступают в «переговорный сезон», который, похоже, может стать наиболее интенсивным дипломатическим периодом с 2000 года, времени завершения срока президентства Билла Клинтона и начала Второй палестинской интифады. Есть надежды, что встречи на высшем уровне в ООН в сентябре и позже в Вашингтоне помогут ослабить старый арабо-израильский спор. Одна из дипломатических целей заключается в том, чтобы наполнить конкретным содержанием новую арабскую готовность завершить долговременный конфликт с Израилем. В сентябре египетские, саудовские, иорданские, сирийские и другие лидеры арабских стран встретятся с американским руководством и их союзниками в Организации Объединенных Наций, чтобы обсудить арабский план мирного урегулирования.

Одним из основных поощряющих факторов для арабского мира задекламировать свою готовность к началу мирного урегулирования стало то, что лидеры сунитских арабских стран стали понимать, что «персидский национализм» и попытка Ирана доминировать на Ближнем Востоке для них более опасны, чем противоречия с Израилем. Однако существует реальная угроза того, что провал дипломатических усилий, подобно произошедшему в 2000 году и приведшему к насилию и терроризму второй интифады, может повториться. Поэтому на этот раз на кон ставится очень многое, ведь провоцирование третьей интифады не в интересах ни израильтян, ни самого Аббаса.

«Дипломатическая волна» откроется 23 сентября встречей «квартета»: США, Европейский Союз, ООН и Россия. Но главные надежды возлагаются на вашингтонскую встречу на высшем уровне, намеченную на ноябрь, на которой, как ожидается, израильтяне и палестинцы обсудят наиболее болезненные проблемы, накопившиеся между ними за годы непримиримого противостояния. Однако обе стороны понимают, что до встречи в Вашингтоне двухсторонняя дипломатия должна подготовить и согласовать основные детали. К ноябрю Ольмерт и Аббас должны подготовить «декларацию принципов», и будущая стабилизация отношений между израильтянами и палестинцами будет зависеть от решения таких основных вопросов, как статус Иерусалима и установление границ. Для того, чтобы прийти к предварительному соглашению, Ольмерт и Аббас договорились провести до ноября как минимум еще две личных встречи.

Но если просмотреть арабскую прессу, то все выглядит не так радужно. Так, влиятельная египетская газета Al-Ahram отмечает, что «перед запланированной на эту осень мирной конференцией израильские политические деятели спотыкаются, пытаясь установить жесткие сроки для переговоров. Как только стало очевидным, что палестинцы не имеют единой общей позиции, Израиль вернулся к проталкиванию своих старых моделей. Это вылилось в очень знакомый набор хитрых приемов, обманов и ловкости рук. Палестинцы теперь разъединены по линии Сектора Газы и ХАМАСа и стали заложниками израильских ловких игр. Израиль очень терпеливый игрок. Он использует в свою пользу каждое малейшее преимущество и будет выдавать это как показатель израильского «великодушия».

Так интерпретирует продвижение мирного договора газета умеренной арабской страны. Можно с чем-то из сказанного соглашаться или возражать, но было бы странно, если бы Израиль, находясь во враждебном к нему окружении арабских стран, не пытался использовать в свою пользу несовпадения интересов в арабском мире и противоречия в лагере палестинцев.

Очевидно, что мирная конференция могла бы стать поворотным моментом в стабилизации ситуации на Ближнем Востоке, но и вместе с тем могла бы также повторить судьбу Мадридской конференции 1991 года. Чрезмерные надежды на дипломатические шаги в мирном направлении могут привести к ошибочным ожиданиям, не имеющим никаких шансов на осуществление. Особенно учитывая то, что саудовская мирная инициатива сформулирована в категоричных терминах, противоречащих принципам достижения компромисса.

Как считают эксперты, израильская дипломатия должна была бы быстро начать работать предмадридским образом: цели ясны, а помощь в подготовке конференции может привить израильское видение через дипломатические каналы общественному мнению всего мира. Ведь Мадридская конференция 1991 смогла достичь своих целей только благодаря интенсивной дипломатической деятельности, и посредством этого она привела в движение многосторонние процессы, полностью изменившие лицо региона. Если израильская дипломатия будет действовать как главный инициатор, то будет в состоянии использовать, с одной стороны, саудовскую инициативу в своих интересах, а с другой, опасения арабских стран получения Ираном ядерного статуса.

После семилетнего перерыва в израильско-палестинских переговорах на повестку дня снова вернулись идеи из Кемп- Девида. Ольмерт действует осторожно и «не играет на деньги», как говорят его партнеры. Но он был избран на премьерскую должность благодаря обещанию оставить большинство территорий, даже в одностороннем порядке, и теперь пытается выполнить эти обещания с помощью Аббаса. На взглядах Ольмерта отражаются «политические часы»: администрация Буша приближается к завершению ее второго срока, да и сам Ольмерт имеет в запасе меньше года для того, чтобы эффективно функционировать на своей должности. Если мирный процесс не удастся продвинуть за этот период, то вся политическая конструкция, которую он выстраивал в последнее время, способна будет «сломаться», оставляя Израилю борьбу с ХАМАСом на Западном берегу так же, как и в Секторе Газа. Это напоминает ситуацию премьера Эхуда Барака перед началом переговоров в Кемп-Девиде в 2000 году. Ольмерта также не может не волновать возможность террористических нападений, которые будут пытаться провести ХАМАС или Исламский джихад, желая сорвать переговоры.

В середине сентября регион снова посетит государственный секретарь США Кондолизза Райс, как сказал один из ее помощников — с большими ожиданиями, но без больших иллюзий. Во всяком случае, Райс понимает, что нет ни одного шанса заключить израильско-палестинское соглашение в короткий срок. Президент Буш не готов рисковать и устанавливать планку ожиданий слишком высоко. Также он не будет настаивать на том, чтобы Израиль рисковал своей безопасностью и шел на чрезмерные уступки в то время, когда палестинские внутренние дела не приведены в порядок. Поэтому если не максимизировать надежды от будущей конференции, то ее реальная цель может быть изложена таким образом: помогать палестинцам строить свои государственные институции и поддерживать израильско-палестинский диалог.

Райс учитывает уроки предыдущих мирных конференций. Она считает, что бывший американский президент Билл Клинтон допустил ошибку, когда проводил конференцию в Кемп-Девиде, не заручившись предварительно всеарабской поддержкой относительно сформулированного соглашения. На этот раз, по ее убеждению, наступил удобный момент, созданный консолидацией «умеренных» режимов арабского мира, объединенных против измененной «оси зла», состоящей из Ирана, Сирии, «Хизбаллы» и ХАМАСа.

Но, как отмечает влиятельная израильская газета The Jerusalem Post, «палестинский лидер чувствует себя безопаснее в Иерусалиме, Париже и Вашингтоне, чем в Наблусе или Дженине. После того, как он потерял Сектор Газа и большую часть своих сторонников не только среди соотечественников, но также многих арабов и мусульман в других местах, даже не ясно, имеет ли Аббас мандат представлять палестинцев на спонсированной США ближневосточной мирной конференции. Хорошо понимая это, он объявил, что будет проводить национальный референдум по поводу любого соглашения, которого он достигнет с Израилем. Но учитывая нынешнее разделение палестинского общества, борьбу за власть между Фатхом и ХАМАСом, недоверие к США и Израилю, продолжающее расти в арабском мире, и шаткий статус самого Аббаса, очень маловероятно, что президент Палестинской автономии мог бы получить поддержку большинства палестинцев».

Виктор КАСПРУК, политолог
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ