Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Поэзия ветлиты

В Киеве завершился III Международный пленэр по художественному лозоплетению
3 сентября, 2007 - 19:11

В течение недели представители из Украины, Польши, Швейцарии и Мексики показывали посетителям пленэра мастер-класс по лозоплетению. Каждый мог воочию увидеть, как из лозы выплетали гирлянды, писанки, паруса и даже сапожки.

ХАРАКТЕР ЕСТЬ ДАЖЕ У ДРОВ

Художественное лозоплетение (на польском — ветлита), как и другие виды искусства, привлекает новыми подходами. Новизна же во многом зависит от духовного потенциала человека и от его творческих задатков.

— Наши пленэры собирают невероятно талантливых людей, — рассказывает организатор действия художница Татьяна Мысковец. — Все они преследуют одну цель — донести до зрителей определенные эмоции, впечатления и мысли. И не имеет значения, из какой страны приехал к нам человек. Пленэр объединяет всех, но еще и обогащает участников культурным опытом.

Госпожа Татьяна в своей композиции украсила веточками лозы сетку, свернутую в форме цилиндра. По ее словам, такая концептуальная вещь была создана за минимум времени: она убеждена, что любое произведение искусства имеет право на существование.

Среди участников пленэра были те, кто занимается лозоплетением всю жизнь и те, кто приобщился к этому сравнительно недавно. Например, художница Наталья Максимова всю жизнь посвятила рисованию, а лозоплетению — всего лишь пять лет. За это короткое время, по словам художницы, этот вид искусства стал еще одним направлением ее творчества. В этом году Наталья дополнила свою коллекцию изделий из лозы композицией «Фигуры». В роли фигур — самые обыкновенные дрова.

– На мой взгляд, у дров, как и у людей, есть свой характер, — объясняет госпожа Наталья. — Поэтому я использовала эти невысокие полена в качестве основы для изделия. Если посмотреть со стороны — такие пенечки с иглами из лозы напоминают ежа. Но это мое восприятие композиции.

Основное же для меня сделать так, чтобы каждый человек увидел в этой фигуре что-нибудь свое. Ведь главный смысл искусства — передавать чувство и заставлять работать внутренний мир человека. Если у нее возникает какая-то ассоциация при ознакомлении с произведением искусства, то потом человек додумывает художественный образ самостоятельно, — убеждена художница. — Поэтому кто-то видит в «Фигурах» не колючих ежей, а зимнюю свиту давних украинцев.

ГЛАВНОЕ В ЛЕНДАРТЕ — СООТВЕТСТВОВАТЬ СРЕДЕ

Ежегодно горизонты пленэра расширяются. Растет не только количество участников, а и число новых направлений искусства. Так, в этом году на выставке представлены композиции лендарта. Это творческое направление синтезирует в себе искусство и окружающую среду. По словам графика Евгения Мануилова, каждый объект лендарта должен соответствовать среде, в которой создается. Лишь тогда через созданный образ можно услышать голос земли. А это, по убеждению графика, самая главная задача лендарта. Именно это и пытался сделать Евгений на пленэре — то есть, почувствовать энергетику земли. Для этого он всего лишь за три дня создал из совокупности непонятных вещей «Стаю». Евгений «поселил» ее прямо на земле. Это загадочный объект лендарта в виде тоненьких белых дротиков с красными флажками по бокам и сверху, действительно напоминает стаю аистов, которые вот-вот собираются взлететь в высь. Но сообщили ли они что-то своему творцу — тайна.

Не менее увлекательной является композиция лендарта, созданная руками Аннемари Фрасколи. Представительница из Швейцарии сумела упорядочить среди парковых кустов своеобразную зону чистоты. На этом оазисе в виде круга нет ничего, кроме тоненьких невысоких росточков лозы.

— Как известно, лоза символизирует кожу земли, — рассказывает Аннемари. — Если бы я постоянно жила здесь, то все время бы убирала это место. Ведь кожа должна дышать легко и свободно.

Рядом с этим большим кругом есть два поменьше. Один из них засыпан углем. По словам Аннемари, уголь с одной стороны — это и не земля, но и не что-то чужое для этого места. А с другой стороны — уголь взят после сгорания дерева, которое росло именно здесь. Поэтому так или иначе, связан с окружающей средой. На третьем же круге в центре находится небольшой круг из смеси глины и клея. Сверху он покрыт позолотой, из-за чего напоминает каравай. Мастер выбрала именно золото, потому что, бывая в украинских церквях, ее поразила роскошь куполов, икон и колоколен (большинство из них украшены именно золотом).

Похожие неповторимые изделия Аннемари оставила везде, куда заносила ее судьба. Япония, Израиль, Голландия, Германия — во всех этих странах — частичка сердца художницы. Как уверяет Аннемари, главное для нее — почувствовать сердцем то место, где она творит. А увлечение лендартом пришло к Аннемари совсем случайно: посетив одно из мероприятий, похожее на пленер в этом году в Украине, она решила попробовать и свои силы. А первой работой Аннемари стал киоск по-турецки. Вообще-то в Турции киоском называют то место, где встречаются любовники. Поэтому мастер решила создать пристанище для влюбленных из лозы.

— Поскольку свежая лоза быстро прорастает, то я воткнула ее веточки в землю, придав форму конуса, — вспоминает госпожа Фрасколи. — К тому же, стилистика этой работы немного похожа на вышивание крестиком. Потому что внешне этот киоск, как и вышивка, была колючей, а изнутри — гладкая и блестящая. Поэтому ничто не мешало любовникам. Однако для меня самой дорогой является совсем другая работа. Это сплетенное из лозы человеческое лицо, имевшее контуры губ, глаз и носа. Эта работа висела на тоненьком дротике над озером, которое было покрыто зеленой ряской. И когда на озеро падал свет, на его плесе появлялись дополнительные рисунки. А после того, как небесное светило меняло свое направление, другой вид приобретал и рисунок на озере.

ЛОЗОПЛЕТЕНИЕ ПО-СЕМЕЙНОМУ

Хорошо когда хобби — рукоделием, рисованием, коллекционированием монет — увлекается вся семья. Поэтому семья Дюговских-Белибердиных, работающая с лозой уже не первый год — именно из таких. К тому же, чем больше рук, тем лучше можно оформить композицию. Зачастую семейные изделия символизируют человеческие чувства, в частности, любовь. Поэтому два ангельских крыла, склонившихся друг к другу — это не просто изделие из лозы. Это стилизованная версия встречи двух влюбленных.

— Мне кажется, что всем людям судилось найти свою половину, — рассказывает автор лозовой «Встречи» Галина Дюговская. — Ведь эти две половинки имеют общее начало, но по определенным причинам они на определенное время расходятся. Однако от судьбы не убежишь, поэтому они непременно встретятся. И уже ничто не разлучит двух влюбленных сердец. Именно это мы пытались передать в этой фигуре из лозы.

Почти все композиции семьи передают взаимную любовь и уважение. И названия работ имеют семейный характер — «Диалог», «Три кресла», «Триединство». По словам госпожи Галины, сама судьба превратила увлечение лозоплетением в семейное дело. Сначала мастер работала с интерьерным текстилем, а Владимир Белибердин (ее муж) — с камнем и металлом. А со временем у них зародился свой нетрадиционный подход к текстилю, что-то среднее между пластикой и скульптурой. Как рассказывает Галина, ее семье интересно работать не с абстрактными предметами, а с теми, у которых есть философский подтекст. Тогда забывается даже то, сколько времени и сил потрачено на одну работу. Например, на «Встречу» ушла целая неделя.

Однако творческие произведения ценны не только тем, сколько времени было потрачено на их изготовление. Главное — с какими мыслями и намерениями создавал их художник. Потому что если человек творит от чистого сердца, то его труд непременно принесет кому-то счастье.

Инна ФИЛИПЕНКО, фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ