Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Жилищная «панацея»

В стоимость квартир входят также и строительные риски
25 июля, 2007 - 19:42
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Получить жилье в нынешних экономических условиях для значительной части украинцев становится если не неосуществимой голубой мечтой, то во всяком случае отдаленной перспективой. Несоответствие между доходами и фантастическими ценами за квадратный метр площади просто шокирует. Но людям свойственно надеяться. Впрочем, в этот раз полагаться можно только на чудо. Но сотворит ли его когда-нибудь наше государство?

С уверенностью об этом не скажет никто, хотя соответствующие попытки были в прошлом и продолжаются ныне. Очередной план выхода из сложной ситуации пообещало вынести на рассмотрение Кабмина в ноябре 2007 года Министерство регионального развития и строительства. Это — доработанная концепция «Обеспечения жильем граждан в 2009— 2012 годах».

По словам заместителя министра Анатолия Беркуты, новый документ содержит пять вариантов решения жилищной проблемы. Первый — предусматривает стимулирование ипотечного кредитования. Государство обещает предоставить гражданам средства на первый взнос. То есть 30% стоимости жилья должны поступить из госбюджета через Государственный ипотечный фонд или другое финансовое учреждение.

Второй вариант рассчитывает на «систему жилищных строительных сбережений». Проще говоря, граждане накапливают на протяжении определенного периода на специальных депозитных счетах в банках средства для первого взноса, а государство впоследствии возвращает ему 20% собранной суммы в виде «премии».

Третий вариант должностные лица видят в применении для отдельных категорий населения механизма софинансирования строительства государством и гражданами по схеме «50 на 50» или «30 на 70».

Следующий концептуальный вариант называют «механизмом с возвратными и безвозвратными субсидиями». Его, как свидетельствует Беркута, предложили народные избранники. Источник финансирования — жилищно-строительные облигации. «Сегодня существует только вопрос законодательного регулирования существования на рынке таких облигаций, чтобы не было обмана... — отмечает заместитель министра. — Такая идея одними ведомствами поддерживается, другими — нет. Но если мы пойдем таким путем, то можем привлечь к жилищному строительству 20 миллиардов гривен, при этом 18 миллиардов потом вернется в бюджет». Если этот механизм имеет более-менее надежный источник финансирования, то три предыдущие претендуют на бюджетные средства.

Замыкают жилищный пятиугольник государственные механизмы финансирования и кредитования строительства для отдельных категорий граждан. По данным замминистра, из госбюджета на 2007 год ими предусмотрено выделение 2,4 миллиарда гривен. Это позволит построить 13,5 тысячи квартир. Вместо этого за такие средства предлагаемые новые механизмы финансирования дают возможность вдвое увеличить строительные результаты. По словам Беркуты, «нужно идти по каждому из этих путей». Хотя, по его мнению, наиболее приемлемы первые два подхода.

После выноса доработанной концепции на рассмотрение Кабмина и ее постановления, министерство в течение первого полугодия следующего года планирует доработать всю необходимую нормативную базу, которая определит критерии получения гражданами жилья по таким системам.

Важным моментом предложенной концепции Беркута называет «предоставление жилья по опосредствованной стоимости», сегодня «составляющей 3400 гривен за квадратный метр, а в Киеве 3800». Заместитель министра отметил, что строительство «социального квадрата» должно быть еще более дешевым. Это возможно обеспечить, если государство будет предоставлять земельные участки, на которых не нужно будет сносить какие-либо сооружения, а также участки, где нет сложной геологии. Можно также, по мнению Беркуты, уменьшать при сооружении социального жилья уровень отчислений на инженерно-транспортную инфраструктуру.

Таким образом, должностные лица ищут свою формулу жилищной панацеи. Но ведь неотъемлемая составляющая цены готового сооружения (одна треть) — стоимость рисков, закладывающихся в сметы строительными компаниями. Думаем, министерству стоило бы поработать и над тем, чтобы снизить эти риски, исходящие в основном от центральных и муниципальных властей.

КСТАТИ

18 июля Кабинет Министров утвердил концепцию Градостроительного кодекса. Целью его создания является систематизация норм градостроительного законодательства, усовершенствование правового обеспечения градостроительной деятельности, регулирование ряда вопросов, в частности, полномочий органов исполнительной власти и местного самоуправления, принципов планирования развития и застройки территорий, содержания градостроительной документации. Кодекс должен способствовать прозрачности принятия решений по вопросам градостроения органами исполнительной власти и местного самоуправления и созданию условий для эффективного международного сотрудничества в сфере градостроения.

Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ