Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Заложники «троечников»

По следам ожидовской катастрофы
20 июля, 2007 - 19:50

Наверное это странное и довольно-таки неприятное ощущение — жить поблизости от катастрофы. Теплые летние дни, сменившие затяжную слякоть и ливни в начале июля, вселяли оптимизм. Отпуск, хотя бы по части метеорологических показателей, будет удачным. На дворе играют дети, не дает покоя верный пес Макс. Мысли, как для нормального украинского профессора — что-то сделать на подворье, заманчиво зазывает будущим урожаем огород, да и уютное озерцо в соседнем селе манит прохладной и чистой водой. Звуковым фоном этому многоголосью и размышлениям является «колхозник» — проводное радио, это изобретение советской пропагандистской системы. Все чинно и спокойно.

И вдруг этот размеренный темп и настроение прерывает явно непрофессиональный, но искренне нервный, а от того настораживающий, голос диктора: «Увага! Увага! Говорить районний штаб цивільної оборони». Сначала подумалось — идут учения. Но нет — сообщение повторяется, да и такие жуткие языковые ошибки, которые допускал диктор, никогда бы не прозвучали в предварительно подготовленном сообщении в случае настоящих учений. «На залізничному перегоні Красне — Ожидів сталася аварія. З рейок зішло шість цистерн з фосфором. Один цистерн (!) загорівся. Населенню рекомендується...»

По странному стечению обстоятельств живу именно в Радеховском районе, которого коснулся белый хвост ожидовской трагедии. Сообщение прозвучало вечером, а весь следующий день был уже неизменно запланирован — поездка на Волынь, не львовская по качеству, но также в ямках дорога, внимательные и не очень врачи, усталые пациенты, такие себе неприятные дела. Невыносимая жара, изнуряющие очереди, человеческое горе, переплетающееся с бедностью людей и медицины. Но отовсюду вопросы, как во времена Чернобыля: «Что там случилось на Львовщине?» Людям не безразлична чужая беда. В конечном счете, эта беда легко могла стать не чужой и для волынян — слишком близкие мы соседи, а фосфор перевозили — как когда-то хлопчатник: много и безопасно.

Научились ли мы чему-то после Чернобыля? Ответов несколько. Чему-то научились. Власть более откровенная, искренне стремится отгородить людей от беды, стремится проинформировать, предостеречь. Но владеет ли ситуацией? Может ли противодействовать? Умеет ли работать с населением?

Первое, на что обращаешь внимание — разнообразие и противоречивость информации. То цистерны три, потом шесть, дальше уже — 11, которых на самом деле было 16, а сколько всего в составе? Вы ужаснетесь от правдивого ответа. Целый «эшелон смерти» передвигался по наиболее населенным регионам Украины, и только вблизи Красного «ружье выстрелило». А что было бы, если бы ближе ко Львову? Полная противоречивость сообщений. Сколько пострадавших, так, двое, но в стабильном состоянии, а немногим позже — четверо, но вне угрозы для жизни, но почему-то в реанимации. Одно сообщение противоречит другому. Было бы нормально, если бы кто-то сказал: «По уточненным данным...» Нет, с плеча — моя информация самая полная. Никакой угрозы нет, все спокойно. Но кто хотя бы немного учил химию или имел счастье поносить в армии противогаз, поневоле вспоминал ортофосфорную кислоту или что еще ужаснее — фосген. Почему-то комментарии в СМИ только от высоких должностных лиц власти, а верх осведомленности — «звездный» министр М. Рудьковский с его коронным номером — «хлопком», который «кто-то» слышал.

Вторая очевидность — средства массовой информации значительно хуже, чем власть, усвоили уроки Чернобыля. Сплошной официоз, повтор идентичной и, к сожалению, неактуальной информации, комментарии от одних и тех же лиц.

Сплошное успокоение населения — все в норме, все под контролем, нет никакой опасности. Кажется, нужно услышать мнения различных экспертов, показать людям обычную карту, огласить перечень простых, но понятных советов. Ведь «книжные» советы зачастую нужно переводить на обычный язык. Обычному человеку даже сложно представить себе, что они рекомендуют. Например, «держать скот в плотно закрытых помещениях». Как выполнить эту рекомендацию, если на улице температура достигает более 33о С? При такой жаре скот в крестьянском хлеву станет вареной колбасой. Что такое 2%-й раствор пищевой соды? Как должна его приготовить бабушка?

К счастью, есть с чем сравнивать. Польское местное телевидение из Люблина сразу дало официальное информационное сообщение, которое прокомментировали как представитель воеводы, так и независимые эксперты: химик и эколог. Привели примеры из истории. Показали возможные последствия. Дали простые рекомендации и телефон «горячей линии». Были комментарии и сообщения со всей трассы движения «фосфорного поезда» — от Казахстана, с России, с границы и польской фирмы заказчика.

Третье, на чем акцентируешь внимание — это уже камень в свой «собственный огород». Когда-то знакомый хирург с золотыми руками Роман Стеник сказал пророческие слова, зная, что я преподаватель вуза — настоящее удовольствие от своего труда вы получаете, когда ваши выпускники-троечники, заочники-подпольщики и другие бездарности начнут работать и занимать должности, принадлежащие добросовестным специалистам. Вот тогда они, мол, вас полечат, автомобиль отремонтируют и еще много чего натворят. Теперь четко видим очертания начала «эпохи троечников»: пожарники без защиты, недостоверные комментарии, непрофессиональный подход, компанейщина. Кто-то из бездарных и неудачливых руководителей и здесь увидел политику, нашел предлог, чтобы по примеру Моськи полаять на Президента. Уже есть министры-заочники, когда уже врачи, летчики, машинисты и музыканты заочной подготовки появятся? Непрофессионализм — вот жестокий враг нашей каждодневной жизни, преграда на пути нормального развития. Вот здесь бы вспомнить и включить в избирательные программы, а позже — в программу действий кадровую политику. Чтобы конкурсы на государственную должность были конкурсами, чтобы должности занимали специалисты, а не родственники, знакомые и политически корректные партийные деятели. Скажете, сложно — абсолютно нет. Любой магистр, проанализировав конкурсную схему, скажет, что нужно сделать, чтобы конкурс определял лучших специалистов. Как каждый уважаемый служащий скажет, как этому противостоять.

А пока что со страхом всматриваемся в направление Красного, с тревогой всматриваемся в каждый туман и ожидаем такого желанного дождя с похолоданием. Вслушиваемся в информационные сообщения и с тревогой думаем о детях. Вот такая она жизнь вблизи проснувшегося вулкана.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Секретариат Президента: Рудьковский должен уйти

Заместитель главы Секретариата Президента Украины Виктор Бондарь считает, что Николай Рудьковский сам должен заявить об отставке с должности министра транспорта и связи после аварий на железной дороге и, в первую очередь, аварии поезда во Львовской области. Об этом Виктор Бондарь сказал вчера на брифинге для СМИ.

Он заметил, что по этическим соображениям долго воздерживался от комментариев работы своего преемника в должности министра транспорта, но последние события заставили его все же объявить свою позицию. «Последние события в транспортной отрасли мне начали даже напоминать хронику 1941— 1945 гг., хронику военных событий на дорогах Украины — на железнодорожном транспорте, в авиации, на автодорогах», — сказал Виктор Бондарь.

Он считает, что состояние транспортной отрасли за последний год приобрело признаки критической аварийности, критической опасности для граждан Украины. Виктор Бондарь заметил, что, к сожалению, руководство Министерства транспорта не делает никаких выводов относительно текущих причин аварий, никого не привлекает к ответственности. По его словам, это свидетельствует об уровне компетентности руководства Министерства транспорта и «Укрзалізниці».

Говоря о львовской трагедии, Виктор Бондарь считал, что это была «последняя капля», но после этого уже сгорел локомотив в центральной Украине. Сегодня в Прикарпатье загорелся вагон, одновременно разбивается автобус — «эта хроника приобретает катастрофический характер, виновных нет, все предыдущие аварии не расследованы, наказанных нет», — сказал он.

Юрий ГУБЕНИ, доктор экономических наук, профессор, живет в Радехове Львовской области
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ