Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Конституция невиновна

26 июня, 2007 - 19:43

«С плохими законами и хорошими чиновниками можно управлять страной. Но если чиновники плохи, не помогут и самые совершенные законы»

Отто фон Бисмарк

Многие судьбоносные для Украины решения принимаются, как водится, ночью. Так принимали Конституцию в 1996 году, так голосовали пакет законов о политреформе и третьем туре президентских выборов в 2004-м. Выход из нынешнего политического противостояния также был найден ночью. Более семи часов совещались на Банковой Президент, премьер-министр и спикер. И вот, наконец, лидеры государства вышли к журналистам и сообщили: компромисс найден и основывается он на Конституции Украины. Завтра ей — 11 лет…

Известная правовая аксиома гласит, что закон принимается с расчетом на его добросовестное исполнение. Скорее всего, потому, что отечественные законодатели, разрабатывающие основные правовые акты государства, учитывают эту аксиому, но не учитывают особенности национальных политический традиций, во многих актах задекларированы те или иные правила, но не указано, что будет в случае их нарушения…

Восьмое декабря 2004 года — создание новой парламентско- президентской модели распределения полномочий. Как результат — расширение роли депутатского корпуса и Кабинета Министров, при одновременном сохранении влиятельных позиций главы государства. Состав Верховной Рады пятого созыва был сформирован согласно измененным положениям Конституции — парламент стал площадкой для апробации конституционных нововведений. Между тем, уже в первые дни работы новой ВР депутаты продемонстрировали абсолютное отсутствие положительного опыта. Предыдущая форма государственного правления — президентская не требовала поиска компромиссов между парламентом и Президентом, между парламентом и правительством, между правительством и Президентом. Да и в Верховной Раде необходимости создавать коалиции не было. Тогда парламентское большинство преимущественно носило ситуативный характер. Первая сессия ВР пятого созыва, продолжалась с весны до середины лета 2006-го. С этого времени мы находимся в перманентном политическом кризисе. Массовые парламентские миграции и, главное, вероятность создании коалиции трехсот — стало последней каплей... Президент сыграл ва-банк и впервые за всю историю независимости выдал указ о досрочном прекращении полномочий парламента. А дальше — апелляция всех сторон конфликта к ней — Конституции Украины, дескать, противоречива она, неидеальна. Академик НАНУ Петр Толочко полагает, что создать идеальную Конституцию невозможно в принципе, но главная проблема, по его мнению, в другом: «Беда не в том, что у нас плохая Конституция или недостаточно законов, а в том, что они не выполняются. Нужно доработать нынешнюю Конституцию, отрегулировать определенные пункты, но ни в коем случае не разрушать ее основы. Это будет очень опасный прецедент. Скажем, пришел сегодня Ющенко — сделал Конституцию удобной для себя, через несколько лет появится новый Президент, может и ему тоже захочется новую Конституцию. Конституция — это стабильная вещь, которая должна стать мощным хребтом государства» — резюмирует эксперт.

КОНСТИТУЦИЯ С ПЕЛЕНОК

Министерство юстиции совместно с Министерством образования и науки планирует ввести в Украине беспрерывное правовое образование, начиная с детского садика.

Об этом в ходе недавнего заседания Всеукраинского межведомственного методическо-координационного совета по правовому образованию населения, заявил Министр юстиции, председатель совета Александр Лавринович. Главный юрист страны отметил, что совместным приказом Минюста и Минобразования утвержден состав рабочей группы по разработке Концепции беспрерывного правового образования и Плана мероприятий по ее внедрению. «Свое будущее государство должно планировать с детского садика», — считает г-н Лавринович.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ:
Дмитрий ТАБАЧНИК , вице-премьер министр по гуманитарным вопросам:

— Того, кто нарушает Конституцию, следовало бы сжигать на костре. Но поскольку это нереально, можно сжигать хотя бы чучело нарушителей. Самое страшное, когда гарант Конституции превращается в разрушителя Конституции. Я думаю, что ничего более трагического не было в новейшей украинской истории.

Другое дело, что очень часто есть влияние на какого-либо человека и на магистрат как на институт власти, но какой-либо человек, у которого есть хотя бы азы грамотности, может взять самостоятельно Конституцию. Это небольшой документ, прочитать ее и потом понять, кто разрушает Конституцию, кто нарушает ее. Там все четко написано.

Сергей ГОЛОВАТЫЙ , народный депутат:

— День Конституции… Стандартный наборчик традиционный, советских времен. Борщ, каша, котлета, компот — торжественное заседание, праздничный концерт, фейерверк. Еще год назад при подготовке к празднованию 10 й годовщины Конституции я предлагалорганизовать неформальную встречу тех, кто внес свои интеллектуальный вклад в создание украинской Конституции. Я предлагаю и в этот раз пригласить руководителей конституционных комиссий (в разное время их возглавляли Александр Мороз, Иван Плющ, Леонид Кучма) и провести с ними неформальную встречу. Не чай с коньяком, а беседа..., тогда и журналистам будет, что подать.

Юрий ЛУЦЕНКО , лидер «Народной Самообороны»:

— Проект новой Конституции следует утвердить на всенародном референдуме.

Для меня приемлема французская модель основного закона страны, которая не является «священной коровой» и которую при назревшей необходимости в обществе можно изменять. Я являюсь сторонником парламентско-президентской республики, где за президентом остается право инициировать референдумы, налагать вето на законы, принятые парламентом, право формировать силовой блок правительства и распускать парламент.

Раиса БОГАТЫРЕВА , лидер фракции ПР:

— Уже нет конституционной реформы. Есть Конституция Украины, за стабильность и незыблемость которой мы обязаны совместно, как патриоты государства Украина, бороться. Довольно размахивать над ней своей большой ложкой. Тем более, что еще вчера вы с такой же энергией голосовали за переход к реальной демократической системе — парламентско-президентской. Это наиболее элегантный и новейший путь демократических реформ стран постсоветского времени. Без периода диктатуры и диктаторов. Это объективный результат политической истории национального развития. Президент Украины сегодня обязан как гарант соблюдения Конституции, стать на ее защиту. Нужно, действительно продолжить ее реформу на уровне глубокой реконструкции местного самоуправления — передать в территориальные общины максимум прав для развития ими своих основных интересов. Только тогда мы сможем говорить о реальности демократии в стране. При участии главы государства надо провести дискуссию. Открыто и прозрачно. Без нашей традиционной «дули в кармане». Является большой опасностью переписывать Конституцию под каждого нового Президента, как аферой является и постоянное спекулирование на теме ее постоянной ревизии.

Вячеслав КИРИЛЕНКО , лидер «Нашей Украины»:

— Конституция в редакции от 8 декабря 2004 года приводит только к политическим кризисам. Впрочем, это не означает, что представители «Нашей Украины» хотели бы вернуть полномочия Президента в том объеме, в каком они были у Леонида Кучмы. Мы уверены, что Конституция должна содержать надлежащие полномочия для того центра, который является для нации, для народа консолидирующим. И таким центром является всенародно избранный глава государства, который, безусловно, должен оказывать критическое влияние на региональную политику и на деятельность всех правоохранительных органов, которые, так или иначе, имеют отношение к соблюдению прав и свобод человека и гражданина. Сейчас глава государства, который всенародно избран, таких возможностей лишен. И мне кажется, что большинству людей вообще-то все равно, как будет называться форма правления и кто кого будет балансировать в системе украинской государственной власти. Люди прежде всего заинтересованы в том, чтобы был прекращен хаос, порожденный внесением изменений в Конституцию от 8 декабря 2004 года.

СПРАВКА «Дня»

Первая Конституция в истории Украины датируется пятым апреля 1710 года, когда гетман в изгнании, первый лидер украинской политической эмиграции Пилип Орлик составил документ под названием «Пакты и Конституция прав и вольностей Запорожского войска» в городе Бендеры (ныне Молдова) с такой декларацией: «Украина по обе стороны Днепра должна быть на веки вечные свободной от чужого господства».

Эта Конституция была едва ли не первым документом, который устанавливал республиканскую форму государственного устройства. Однако она не вступила в действие, поскольку царская власть в лице Петра I и его преемников полностью подчинила Украину, рассматривая ее как составную часть Российской империи. С потерей Украиной автономного статуса нужда в ее Конституции отпала.

29 апреля 1918 года Центральная Рада как демократический парламент Украинской Народной Республики приняла новую Конституцию современного типа. В государстве устанавливалась парламентская республика, гарантировались основные права человека, вводились демократические принципы национального сосуществования. Но действовала она буквально несколько часов — в тот же день Киев был оккупирован немцами, и к власти пришло правительство гетмана Павла Скоропадского.

10 марта 1919 года III Всеукраинский съезд Советов принял Конституцию Украинской Советской Социалистической Республики (УССР), которая провозгласила диктатуру трудящихся и эксплуатированных масс над капиталистами и помещиками.

Вторая Конституция УССР была принята 15 мая 1929 года. Она устанавливала полновластие трудящихся, отменяла частную собственность, заявляла о вхождении в СССР, закрепляла принцип главенства общесоюзных органов и общесоюзного законодательства, что превращало провозглашенный суверенитет в политический миф.

Очередная Конституция УССР (январь 1937 года) была разработана в полном соответствии с Конституцией Советского Союза. По этому же принципу была построена и Конституция УССР, принятая Верховным Советом республики 20 апреля 1978 года.

Действующая Конституция Украины принята на пятой сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 года. Депутаты работали над проектом, оставаясь в сессионном зале всю ночь с 27 на 28 июня. Парламентарии учли замечания Президента, а также поддержали все спорные статьи проекта — о государственных символах Украины, о государственном украинском языке, о праве частной собственности в Украине.

Тогда, 28 июня 1996 года, Кучма, комментируя это событие сказал: «Отныне начался новый исторический этап развития Украины» (выступление перед выпускниками высших учебных военных заведений в Мариинском дворце).

8 декабря 2004 года Верховная Рада Украины приняла в пакете изменения в Конституцию, преобразовав Украину в парламентско-президентское государство.

Наталия РОМАШОВА
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ