В минувшую субботу рано утром Европейскому Союзу удалось достичь компромисса по упрощенному варианту Европейской конституции. Ожидается, что новый, облеченный проект конституции ЕС вступит в силу в 2009 году, а в конце этого года работу над ним завершит межправительственная конференция. Тем самым был преодолен конституционный кризис, вызванный два года назад провальными референдумами по конституции ЕС во Франции и Нидерландах. Граждане этих стран в 2005 году сказали на референдумах «нет» новому Основному закону, хотя конституцию ратифицировали — парламентским путем и на референдумах — 18 из 27 стран-членов ЕС.
Компромисс по проекту нового соглашения, направленному на реформу Евросоюза, был достигнут в результате 36-часовых переговоров лидеров стран ЕС и, наверное, стоил немалых усилий канцлеру председательствующей в ЕС Германии Ангеле Меркель. Ведь еще в пятницу вечером, во второй день саммита, который начался 21 июня, казалось, что провал неизбежен из-за возражения Польши принять формулу квалифицированного большинства или «двойного большинства» при распределении голосов в Совете министров ЕС. Согласно этому принципу, решение считается принятым, если за него проголосовали представители 55% государств ЕС, в которых проживает не менее 65% населения Евросоюза. Польша была единственной из 27 стран-членов ЕС, активно выступавшей против изменения системы голосования. Варшава настаивала на том, что предлагаемая система голосования дает преимущества более крупным государствам, таким как Германия. Однако в пятницу вечером председательствующая в ЕС Германия пригрозила, что при необходимости инициирует процесс выработки другого проекта соглашения, в котором мнение Польши не будет учтено. Возможно, этот аргумент подействовал на Польшу, которая согласилась пойти на уступки по новому соглашению. Взамен Варшава добилась того, что формула «двойного большинства» будет применяться с 2014 года.
В результате все стороны остались довольны достигнутым компромиссом. «Мы очень, очень довольны тем, чего нам удалось достичь», — заявила на пресс-конференции канцлер Германии Ангела Меркель, добавив при этом, что всем сторонам пришлось пойти на уступки для достижения компромисса. По ее словам, принятие нового, упрощенного варианта конституции Евросоюза, который, как ожидается, вступит в силу в 2009 году, позволит продолжить расширение этой региональной организации. Председатель Европейской комиссии Жозе Мануель Баррозу отдал должное заслугам Меркель и вручил ей букет цветов. «Это свидетельствует о том, что Европа движется и в правильном направлении», — сказал он. Президент Франции Николя Саркози между тем подчеркнул, что соглашение чрезвычайно важно для будущего, и добавил, что с его принятием не будет ни выигравших, ни проигравших. «Мандат ясен и определен, даты установлены, — сказал он. — Теперь появится Европа с институтами. Это очень важный сигнал». Тони Блэр, оставляющий пост главы британского кабинета в ближайшие дни, сказал, что сам процесс достижения компромисса в Брюсселе продемонстрировал, для чего нужно соглашение: для упрощения механизмов деятельности ЕС, которые изначально не предусматривали такого большого количества членов. По словам Блэра, теперь союз может сконцентрироваться на вопросах, дающих повод для серьезного беспокойства. Тем временем, президент Польши Лех Качиньский, возражения которого по поводу новой системы голосования едва не привели к провалу всего саммита, сказал, что теперь у Варшавы появилась возможность более продуктивного сотрудничества с партнерами. «Мы вели нешуточные бои, но и солидарность тоже встретили, — отметил он. — Стремление к успеху — вот то, что мы увидели у каждой из сторон, и Польша это стремление разделяет».
Новое соглашение сохраняет в себе многие положения предлагавшейся ранее конституции ЕС. Согласно договоренностям, с 2009 года у ЕС учреждается пост полноправного председателя ЕС, а также пост верховного представителя ЕС по внешней политике. Новый представитель ЕС по вопросам международной политики будет проводить встречи министров иностранных дел стран-членов ЕС и возглавлять дипломатическую службу. Верховный представитель Евросоюза будет также совмещать пост вице-президента Еврокомиссии, верховного представителя ЕС по вопросам совместной внешней политики и политики безопасности (этот пост в настоящий момент занимает Хавьер Солана) и еврокомиссара по внешним связям и политике добрососедства (который в настоящий момент занимает Бенита Ферреро-Вальднер). Срок полномочий Соланы и Ферреро-Вальднер истекает в 2009 году.
Новым конституционным договором предусмотрено также обязательное выполнение странами-членами ЕС положений Хартии фундаментальных прав и применение принципа квалифицированного большинства при принятии решений в Совете (министров) Евросоюза. Так называемая формула двойного большинства, согласно которой решение считается принятым, если за него проголосовали представители 55% государств ЕС, в которых проживает не менее 65% населения Евросоюза, будет применяться с 2014 года с переходным периодом до 2017 года. В 2014 году также будет сокращена численность Европейской комиссии. Проектом нового, упрощенного варианта конституции Евросоюза, одобренного главами государств и правительств 27 стран- членов ЕС на саммите в Брюсселе, не предусмотрены такие государственные символы, как флаг и гимн. Кроме того, в ходе саммита достигнута договоренность позволить Кипру и Мальте с января следующего года ввести у себя единую европейскую валюту.
Как в Европе оценивают результаты Брюссельского саммита и влияние его на дальнейшее развитие Евросоюза, а также перспективы членства Украины в евросообществе? Читайте комментарии зарубежных экспертов.
КОММЕНТАРИЙ
Аркадий МОШЕС , эксперт Финского института международных отношений:
— Результаты саммита вызывают смешанные чувства. Безусловно, положительно то, что лидеры стран Евросоюза не позволили национальным эгоизмам взять верх в процессе выработки решений. И в этом большая заслуга немецкого председательства. Главное, что процесс строительства единой Европы будет продолжен. А то, что Европейский Союз сохранится как договорное образование и в его истории пока не наступит конституционный этап, скорее говорит о приведении ожиданий в соответствие с реальностью. Не может не тревожить то, что саммит был на грани провала, а ровно так же и явно не прорывной характер компромисса и его растянутость во времени.
На перспективу дальнейшего расширения ЕС на восток результаты саммита влияют негативно, но минимально. Пострадают, прежде всего, страны Западных Балкан, потому что дата их вступления в ЕС уже самим фактом сохранения Ниццского договора отодвигается на неопределенный срок. Для Украины же большого значения этот факт не имеет, поскольку ее вхождение в ЕС при самых благоприятных гипотетических обстоятельствах могло бы случиться намного позже называемых сегодня дат. А негатив связан в целом с тем, что в очередной раз было продемонстрировано, что увеличение числа членов усложняет функционирование ЕС, и в частности, — с поведением Польши, адвоката Украины. Раздражение ультимативным характером поведения Варшавы будет проецироваться теперь на все ее инициативы. Украине в этих условиях следует скоцентрироваться на задачах фактической интеграции с ЕС и максимальном использовании тех возможностей, которые предоставят новые партнерские договоры, разрабатываемые сейчас, в частности, новый план действий Украина—ЕС.
Майкл ЭМЕРСОН , эксперт Центра европейских политических исследований, Брюссель:
— Саммит сгладил вред, который два года назад был нанесен нератификацией конституции Францией и Нидерландами. Достигнутое в Брюсселе соглашение виртуально сохраняет суть прежней конституции, за исключением высокопарности и ссылок на символы (флаг и гимн ЕС, которые, тем не менее, существуют и используются).
Итак, после всех разговоров о кризисе и злорадных комментариев, особенно со стороны Москвы, о коллапсе Европейского Союза, мы снова вернулись туда, где должны были быть два года назад. Эти два года были потеряны главным образом из-за того, что Жискар д’Эстен потакал своей мании величия (чтобы его помнили, как евро-Джеферсона), и потому, что Жак Ширак безответственно пошел на референдум, в котором не было необходимости, принимая во внимание краткосрочную политическую тактику партии.
Следует обратить внимание на то, что все институционные изменения в конституции сохранены: положен конец ротационной практике председательства в Совете ЕС в пользу одного лица на один срок, усилена роль царя по внешней политике, сокращенно количество комиссаров, реформируется система голосования в пользу двойного большинства.
Последний пункт относительно веса при голосовании был предметом серьезной конфронтации с Польшей, с «ужасными близнецами» Качиньскими, которые выходили за пределы неприемлемыми требованиями, и более того, своими абсолютно неприемлемыми полемическими речами (ссылкой на необходимость включения погибших в войне для определения веса страны при голосовании). Ангела Меркель обращалась с ними умело, отвергая любую полемику. А когда переговоры останавливались, противостояла им альянсом из 26 стран, которые при необходимости могут двигаться дальше без Польши. Варшава в конечном счете согласилась на ввод новой системы голосования с задержкой.
Общий результат саммита состоит в том, что теперь Евросоюз может вернуться к обычным делам. Институционные реформы были направлены на то, чтобы ЕС мог нормально функционировать при большем количестве членов евросообщества. Это сделано для нынешнего количества членов ЕС. Однако перспектива дальнейшего расширения остается под вопросом. В Брюсселе распространено мнение, что Хорватия может через несколько лет присоединиться к ЕС. Но никто не делает ставки на то, когда может стать членом ЕС любой другой кандидат или возможный кандидат, будь то Турция, остальные балканские страны или Украина. Евросоюзу 27 стран требуется немало лет, чтобы понять, как работает евросообщество после недавнего огромного расширения. Существуют опасения, что после снятия давления переговоров о вхождении некоторые из новых стран — членов ЕС не выполняют своих обязательств верховенства права, демократического правления. Все это нужно решить. Поэтому ударение будет делаться, скорее всего, на усиление политики добрососедства, чем на ускорение перспектив членства.
Ливиу МУРЕСАН , исполнительный директор Европейского института управления рисками в сфере безопасности и коммуникаций, Бухарест:
— В изменяющейся глобальной окружающей среде европейские лидеры были обязаны в минувший уик-энд решить много болезненных проблем. Председательству Германии во главе с сильным и успешным канцлером Ангелой Меркель вскоре после саммита «Группы восьми» удалось «перезапустить» проект Объединенной Европы. Польское сопротивление относительно системы голосования не стало неожиданностью и было в определенном контексте оправданным. После нескольких волн расширения существующие правила голосования стали неэффективными, поэтому на повестке дня в Объединенной Европе возникла потребность в новом механизме принятия решений.
До этого саммита некоторые аналитики выражали обеспокоенность слишком сильным немецким фактором в построении Объединенной Европы. Однако они вынуждены были признать, что именно во время этого председательства «твердый орешек» должен быть раздавлен, потому что, «если немцам этого не удастся сделать, то никто другой этого не сделает».
И немецкая стратегия сработала. «Европа нуждается в компромиссе», Европа 27 не может больше руководить на основе Ниццского договора. В середине Объединенной Европы, а также за ее пределами должны признать, что выход заключается только в нахождении компромиссов и признании взаимозависимости. Если мы говорим об энергетической безопасности, одной из главных тем председательства Германии в ЕС, то мы поймем, что наш шанс заключается в энергетической взаимозависимости по сравнению с США, которые предпочитают энергетическую независимость.
Что касается будущего ЕС, то Совет Евросоюза подтвердил в выводах от 21—22 июня 2007 года чрезвычайную важность Европейской политики добрососедства, которая ставит целью «консолидацию кругов процветания, стабильности и безопасности, которые базируются на правах человека, демократии и верховенства права, а также поддержку процесса реформ и модернизации партнеров ЕС по добрососедству».
После того как «машина» заработает на всю мощность, будущая Объединенная Европа также возьмется за продолжение процесса расширения в пользу Турции, Украины и других стран. Процесс внутренних реформ, улучшения функционирования экономики и демократических институтов, а также подготовка к большей совместимости с правилами «Клуба» поможет как странам- кандидатам, так и Евросоюзу лучше подготовиться к очередному моменту расширения.
Румыния также выучила урок, что 1 января 2007 года не стало моментом полной интеграции страны в ЕС, а только началом сложного и тяжелого процесса трансформации и адаптации экономики, общества, основанного на «послевступительных» приоритетах.
Результат «коллективного упражнения» на саммите в Брюсселе является очень важным для будущего развития континента, но и не менее важна эффективность управления в Анкаре, Киеве и других столицах стран — потенциальных членов Евросоюза. Поддержка граждан стран-членов ЕС, а также стран- кандидатов является критической для безопасности и стабильности Европы как конструкция, делающая вклад в лучшую повседневную жизнь и обеспечивающая Европейскому Союзу способность действовать в качестве важного глобального актера.