ДЕНЬ № 101 ПЯТНИЦА, 22 ИЮНЯ 2007
В одной из своих последних проповедей Папа римский Бенедикт XVI произнес похвальное слово архиепископу Евсевию Кесарийскому — одному из активных созидателей молодой Христианской церкви, выдающемуся теологу, писателю, который первым решился на труд создания многотомной «Истории Церкви».
Евсевий (264-340) родился в Палестине, учился в Кесарии, где перед тем Ориген устроил школу и собрал богатую библиотеку; Евсевий отличался необыкновенной ученостью, знанием античной литературы и честолюбием. Его личность, взгляды и труды оказали большое влияние на церковную политику императора Константина Великого, историографом эпохи и жизни которого стал Кесарийский епископ. Значительная часть произведений Евсевия (писал он на греческом языке) дошла до наших дней; они всегда оказывали (и оказывают) заметное влияние на восприятие поколениями историков событий и действующих лиц той далекой эпохи — эпохи становления христианства, эпохи первых Вселенских соборов.
Евсевий Кесарийский был весьма плодовитым писателем — количество его произведений впечатляет; почти все его работы посвящены христианской церкви и ее корням — ветхозаветной Библии. Среди работ писателя наиболее известными являются 1. «Хроника» — история мира по Библии. Интересно, что эта книга полностью сохранилась лишь в армянском переводе, который был обнаружен и идентифицирован только в конце ХVIII века. 2. Десятитомная «История Церкви» (христианской) — от ее возникновения в первой половине I столетия и до полного торжества при императоре Константине Великом (IV ст.). В полемической работе «Доказательство христианства» автор утверждает, что подлинным и единственным фундаментом христианства является иудаизм, а не греческое язычество, как считали многие богословы того времени. Что не мешало ему жестко критиковать иудеев за отказ «принять Сына Божьего». В книге «Ономастикон» (топонимика и топография Святой земли) Евсевий систематизировал список географических названий, упоминаемых в Ветхом и Новом Заветах, и проследил историю населения Святой Земли до IV века. Он приводит данные о населенных пунктах Святой Земли, о расстояниях между ними, о численности жителей. Без преувеличения можно заключить, что без историографии Кесарийского епископа история Святой Земли могла бы быть несколько другой и далеко не такой точной.
При жизни Евсевия Кесарийского произошло событие, изменившее ход христианской (и европейской) истории — речь идет о Первом Вселенском Соборе, созванном по приказу императора Константина Великого в 325 году. На Соборе, как известно, была проделана чрезвычайно сложная идеологическая работа по созданию Символа Веры. Одной из главных причин созыва Собора было несогласие большинства делегатов с учением Ария, который утверждал, что Христос — Сын Божий — не является «единосущным и равночестным» Отцу, а есть только первым и совершенным творением Бога-Отца. (Отметим, что речь тогда шла, собственно, о единобожии.)
Евсевий был свидетелем не утихающих церковных споров «о перекрещивании», которые, кстати, не прекратились и сегодня (в частности, в Украине). В те времена (как и в наше время), в этом вопросе Церковь разделилась. Одни считали, что надо перекрещивать всех тех, кого раньше крестили еретики. Другие утверждали, что если крещение было выполнено «еретиками» правильно, т.е. были произнесены слова «Во имя Отца и Сына и Святого духа», тогда перекрещивание является кощунством, грехом, ибо в таких случаях достаточно возложения руки епископа. Эта проблема не разрешена и сегодня — судя по нынешней практике Русской православной церкви перекрещивать тех, кто был крещен в другой православной Церкви, а потом решил перейти в РПЦ. Надежды на то, что будущий православный Вселенский собор (VIII) урегулирует эту ситуацию, очень мало — все более очевидно, что этот Собор будет откладываться до Второго пришествия.
Михаил Поснов — известный дореволюционный киевский историк, богослов и преподаватель — пишет, что главная заслуга Евсевия состоит в тщательном изучении церковных преданий и дословном заимствовании из древних сочинений, тексты которых иначе не дошли бы до наших дней. Благодаря Евсевию, многие события очень важного периода раннего христианства хорошо сохранились. Важно и то, что методы Евсевия были вполне научными даже по современным меркам — он тщательно изучал церковные проблемы, источники и обильно заимствовал из духовных произведений своего времени, которые не дошли бы до нас без «содействия» Евсевия.
Ниже приводим небольшой отрывок из вступления в «Историю Церкви» архиепископа Евсевия Кесарийского:
«Я поставил себе задачей описать следующие события: преемство святых апостолов; то, что произошло от времен Спасителя нашего и до наших дней; какие и сколь важные дела совершены были, по сказаниям, в Церкви: кто стоял во главе наиболее известных церковных кругов и со славой руководил ими; кто в каждом поколении — устно или письменно — защищал слово Божие. А также имена, нрав и время тех, кто, жаждав новизны, дошли до пределов заблуждения и, вводя лжезнание (гнозис), беспощадно, как лютые волки, расхищали стадо Христово. Также то, что произошло со всем иудейским племенем сразу же после их заговора против Спасителя нашего; когда и каким образом язычники подняли войну против слова Божия, какую великую борьбу в свое время вели за него мученики, претерпевшие пытки и пролившие свою кровь. Однако, прошу я у людей благожелательных снисхождения к своей работе: я сознаюсь, что осуществить это обещание в совершенстве и полноте свыше моих сил, ибо я первый берусь сейчас за такое повествование и вступаю как бы на нехоженую и непроторенную дорогу ...
Все, что я найду в рассеянных воспоминаниях людей, шедших до меня, я соберу; словно на лугу духовном, как цветы, — подберу у старых писателей нужные мне сведения и постараюсь представить их в историческом повествовании как нечто цельное. Я буду рад сохранить память о преемстве если и не всех, то наиболее известных апостолов Спасителя нашего в Церквах славных и посейчас не забытых».