Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кто прав в переговорах?

18 июня, 2007 - 20:46

Политическое соперничество в Украине с каждым днем оставляет у граждан все меньше уверенности как в справедливости судебной системы, так и в том, что власть имеет хоть какое-то уважение к Конституции. У кого больше прав, тот и прав. Это изречение, родившееся еще в советские времена, сегодня, в условиях так называемой договорной демократии, получило второе дыхание и в полной мере характеризует ход нынешней украинской междоусобицы. При этом на властном Олимпе, уже полным ходом готовящемся к внеочередным выборам, с новой силой зазвучали популистские лозунги, а среди них и такой откровенно и насквозь фальшивый, как требование отделить власть от бизнеса (мы уже однажды видели, как он осуществлялся, и можно с уверенностью предсказать, что эта история, скорее всего, повторится, только в виде еще более смешного фарса).

Было бы вполне естественно, если бы мысль начать борьбу с министрами-, депутатами- и другими чиновниками-капиталистами пришла в голову коммунистам или социалистам, но когда об этом говорят либералы, то сразу же возникает вопрос об их искренности. Потому что у страны, где преобладают капиталистические отношения собственности, нет иного выбора (если не ставить целью римейк эксперимента 1917 года), кроме как призвать к управлению людей, имеющих реальный опыт этого самого рыночного управления и, главное, опыт законопослушания, которого нет у политиков, зачастую руководствующихся лишь политической целесообразностью... Недаром же не удержался на посту секретаря СНБО Виталий Гайдук, показавшийся нашим топ-политикам слишком «белой вороной». Как бы там ни было, а украинский бизнес в основном уже приучился платить налоги и, если порой и прячется в теневую сферу, то только из-за несовершенства той же налоговой системы.

Подвергать бизнес остракизму только из-за того, что отдельные его представители связали свою судьбу с той или иной политической партией, не имеет смысла не только потому, что это является нарушением прав человека и демократических традиций, но еще и потому, что бизнесом накоплен огромный переговорный опыт. И наше расколотое общество могло бы его эффективно использовать и, вдобавок, одновременно ему учиться, благо, глобальная экономика, пусть и не очень пока заметно для рядового гражданина, но уже довольно глубоко укоренилась. К примеру, в России успешно действовали порознь и при этом очень сильно конфликтовали российская ТНК и голландская Бритиш Петролеум. Но потом они взялись за ум и решили подписать мир и слиться в одну компанию. Нынешняя ТНК — ВР стала еще более влиятельной, как на постсоветском (в Украине, к ней, правда, из-за проекта «Одесса — Броды» неоднозначное отношение), так и в глобальном мировом пространстве.

Примером ТНК — ВР в разговоре с украинскими журналистами днями воспользовался Кирилл Бабаев — вице-президент Altimo — еще одной действующей также и в нашей стране транснациональной российской корпорации со штаб-квартирой в Лондоне. Рожденная в недрах одного из крупнейших российских банков («девичья фамилия» Альфа Телеком), Altimo получила в Украине известность главным образом благодаря своим конфликтам и многочисленным судам с другой транснациональной компанией — Теленор (Норвегия). Бывшие партнеры рассорились из-за довольно принципиального вопроса — по поводу выхода на украинский рынок дополнительного мобильного оператора — компании «Вымпелком» (работает под торговой маркой «Билайн»). Теленор был против этого по совершенно оправданной с точки зрения бизнеса причине: какой смысл создавать конкурента Киевстару, в котором у него 56,5% акций? Одновременно между компаниями разгорелся конфликт также и за контроль над Киевстаром.

Оставив в стороне многочисленные юридические крючки, за которые цеплялись стороны при решении своих вопросов в судах, отметим, что с точки зрения рядового пользователя мобильной связи, а им ныне является почти каждый украинский налогоплательщик, дополнительный конкурент на этом рынке — всегда хорошо, поскольку в результате должна снижаться цена. И, похоже, украинские суды, как бы мы к ним сейчас не относились, все же выполнили этот общественный заказ. На судебном поле Altimo в основном победила, и Теленор была даже вынуждена в апреле этого года деконсолидировать Киевстар из своей отчетности. То есть сегодня ни одна компания не имеет контроля над одним из двух крупнейших мобильных операторов страны. Но победа оказалась, по сути, Пирровой — дальше-то был тупик. Собрания акционеров и заседания совета Киевстара теми же судами были заблокированы...

Похоже, Altimo одумалась первой. В разговоре с журналистами Бабаев неоднократно делал ударение на том, что статус-кво для обеих компаний — это наихудший вариант. Самым лучшим он, как представляется, считает вариант объединения. И приводит в пример ТНК—ВР. Второй, но худший и гораздо труднее достижимый выход из ситуации — цивилизованный развод, при котором компании должны бы обменяться равнозначными активами. Но тут камнем преткновения может стать премия за контроль над Киевстаром, которую может потребовать Теленор, в то время как Altimo на основании судебных решений будет утверждать, что такого контроля ни у кого нет.

А чем обернется сохранение статус-кво? Отвечая на этот вопрос «Дня», Бабаев, высказывая свою точку зрения, сослался на то, что во время судебных передряг акции Теленор сильно упали, хотя впоследствии, по словам Бабаева, несколько «отыграли» назад. Что касается капитализации Altimo, то она только росла...

Как отреагируют на заманчивое предложение мира в Норвегии? Это еще не ясно. И именно с этой целью Бабаев днями летит в Осло, где у него запланированы встречи с журналистами... Понятно, что на самом деле речь идет о попытке зондажа или, иными словами, о разведовательной акции. В любом случае это может свидетельствовать о серьезных намерениях.

Так решают споры в мире бизнеса. И насколько похожа эта бизнесовая ситуация на то, что происходит в нашей стране! Так почему бы политикам (а у нас, к сожалению, чистых, по отношению к бизнесу, политиков практически и нет) не взять на вооружение подобные подходы?

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ