Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Купить весь народ не удастся

7 июня, 2007 - 19:39
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

Вот, кажется, и закончился очередной этап бюрократической революции в Украине, к которой, правду говоря, народ не проявил большого интереса, невзирая на усиленный режим пропагандирования и организацию майдан-шоу.

Расклад политических сил не изменился — в наличии только очередной «брестский мир» 234 и, по всей вероятности, не изменится даже после проведения внеочередных парламентских выборов. Однако, есть небольшой перерыв на выяснение причин перманентной кризисиады и путей выработки ее решения.

Корни ситуации лежат в отсутствии общепризнанной национальной идеи, а, точнее, в отсутствии взаимопонимания в ее выработке.

Для начала сформулируем постулаты, по которым — во всяком случае, в программных заявлениях всех политических сил — не возникает никаких возражений. Есть государство — Украина. Независимое и самостоятельное. Есть украинский народ. Есть культурные и научные достижения, созданные выдающимися представителями именно этого народа.

Политические споры идут относительно трактовки его прошлого, развития его языка и путей будущего развития. Понятно, что эти споры возникли не сейчас и имеют свою историю.

Начиная еще с казацких времен, старшина всегда искала собственной выгоды, на которую активно влияли внешние военные и финансово-экономические факторы. Собственно, урожай исторических последствий этих влияний и собирают сегодня политики. Вековое, полное противоречий, пребывание в составе Российской империи, а потом и в ее фактическом преемнике — СССР и до сих пор налагает определенный, достаточно весомый, отпечаток на сознательность представителей современной старшины: существуют силы, которые и сейчас активно пытаются реанимировать и использовать довольно глубоко укорененные идеологические штампы прошлого.

Известно, что в этом прошлом не все было плохо, но далеко не все было и хорошо. Например, каждый беспристрастный представитель украинского народа сам может положить на весы истории масштабы деятельности ОУН-УПА, организации ГУЛАГа и Голодомора и сделать собственные выводы относительно тщательно скрытых источников происхождения политических спекуляций.

Сквозь призму спекулятивной трактовки истории следует рассматривать и требование официального введения второго государственного языка. Языка «валуевского циркуляра», целью которого было навсегда предать забвению живой язык древнего украинского народа, поддержанный творчеством Котляревского, Шевченко, Франка...

Бесспорным фактом является то, что на политической арене появились мощные силы, которые пытаются перевести Украину на рельсы именно украинского развития. И свидетельством этого стал тот самый Универсал 2007 года — документ, который, невзирая, даже, на его невыполнение и отзывание подписей, стал, так сказывать, первым камнем в фундаменте построения единой страны. Именно этот документ положил начало стиранию граней размежевания по линии восток-запад. И следствием этого стало расширение парламентского большинства. Путем бюрократических, подковерных методов, путем объединения руководства партий якобы «вечных» классовых врагов, путем фактического попрания волеизъявления народа.

Кратко охарактеризовать природу современного политического кризиса можно так: верхи не хотят жить по-старому, а низы разочаровались в своих рулевых. Хотя знаем, что эти сами низы, при случае, могут сказать и свое весомое слово.

Как это не удивительно, но второй камень в построение фундамента будущего страны был заложен теми самими договоренностями относительно проведения внеочередных выборов. Украинские политики доказали, наконец, что могут договариваться, то есть находить решение на основе здравого смысла. Хотя, пока что в экстраординарных условиях.

Что теперь? — Новый парламент? Новая Конституция? Простое существование ни того, ни другой сами по себе ничего не дадут. Вполне понятно, что обществу нужны законы, одинаковые для всех. И строгое выполнение этих законов. И ответственность.

Ответственность, а точнее — безответственность, за создание законов несет Верховная Рада. Количество брака в работе этой структуры практически не подлежит простому перечислению.

Как показала практика выработки договоренностей, существование Конституционного Суда вообще не имеет смысла. События, произошедшие в стране, наглядно продемонстрировали, что это только очередная бюрократическая структура, которая профукала значительное количество народных денег и оказалась ни на что не способной. Забудьте навсегда бюрократический тезис о повышении ответственности! Ответственность — это такая вещь, которую вообще нельзя повысить. Или она есть, или — нет. А для нормального развития государства она просто необходима, и вам никогда не найти лучшего контролера, чем сам народ, который, кстати, «осуществляет власть непосредственно». И не нужно расходовать народные деньги и выдумывать новые контролирующие службы, когда брат-бюрократ, контролирует брата-бюрократа. Вместо всех контролирующих служб следует ввести обычную обратную связь. То есть ввести систему подлинного народного контроля путем создания серии официальных изданий «Ответственность» на всех уровнях: районном, городском, областном и республиканском.

Например, в местную бюрократическую структуру поступило обращение или жалоба гражданина. Законом установлено время на ее рассмотрение и разрешение поставленного вопроса. Если вопрос в отведенный срок не решен, то гражданин обращается в газете «Ответственность» с первым предупреждением, которое печатается желтым цветом. Если, после этого вопрос не решается в течение недели, то по второму обращению печатается второе предупреждение — красным цветом. Аналогично, третье предупреждение — черным цветом, которое автоматически становится обращением в суд, который судебным решением отстраняет такого чиновника от исполнения обязанностей на срок до десяти лет. Если в подчинении вышесидящего чиновника находятся хотя бы три таких подчиненных, то также автоматически такое должностное лицо отправляется в отставку. И так далее, вплоть до наивысших должностных лиц государства.

Вполне понятно, что нерешенные дела чиновника-предшественника переходят к его преемнику, который должен решить их в первоочередном порядке. То есть, ставится под контроль решение самих дел, а не мифическая «ответственность» должностного лица в сочетании с немифической безнаказанностью. Соответственно, не исключено, что кому-то захочется снять таким образом «неправильного» руководителя, тогда именно народ через «Ответственность» сможет защитить его. Не секрет, что купить весь народ не удастся.

То же касается и судей. В случае, если какой-то судья принимает, например, три «политическикоррумпированных», «неполитическикоррумпированных» или просто заангажированных решения, то, при отмене этих решений высшей инстанцией, он автоматически лишается своей должности. Кстати, такой механизм в известной степени повлияет на систему коррумпированности власти: израсходованные на подкуп деньги не будут окупаться. Возможно, это самая страшная вещь, которую может вообразить чиновник в самом кошмарном сне!

Владимир КУЧМУК, г. Мариуполь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ