Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Необычное амплуа «Киевских солистов»

В Национальной филармонии Украины состоялось музыкально-театральное действо «Ступенями»
22 мая, 2007 - 20:09
МИРОСЛАВА КОТОРОВИЧ

Программа состояла из пяти музыкальных новелл. Автором идеи и солисткой выступила известная украинская скрипачка Мирослава Которович. В этом творческом проекте принимал участие ансамбль «Киевские солисты» (художественный руководитель и дирижер Богодар Которович). Следует заметить, что все участники вечера известны публике прежде всего как музыканты академической традиции, но в этот раз они выступили в не совсем привычном для себя амплуа. Так, знаменитый скрипач и дирижeр Богодар Которович открыл концерт… сказкой, которую исполнил в качестве чтеца, облачившись в красный берет и клетчатый шарф. Непринуждeнность, с которой знаменитый музыкант общался с публикой, и его артистизм выдавали талант драматического актeра, о котором, возможно, многие поклонники Богодара Антоновича даже не подозревали.

Неожиданно было видеть скрипачку Мирославу Которович в разных сценических образах (эта исполнительница не раз осуществляла своеобразную режиссуру классических музыкальных произведений, на еe счету несколько театрализованных концертов). На этот раз воплотить замыслы солистки помогала целая команда постановщиков: режиссер Янина Малова, помощник режиссера Людвика Машек, художник по свету Сергей Костромичев, дизайнер Мария Киселeва, автор художественного оформления сцены Надежда Сокольчук (именно еe руками метафорические «Ступени» творческого восхождения были изображены на фоновом занавесе).

В этой программе соединились несколько видов искусств, которые выражались средствами музыки, театра и пластики в весьма актуальную в наше время идею поиска личности, нравственного и творческого самосовершенствования, борьбы высокого искусства и его примитивного подобия. Авторы проекта отважились воплотить на сцене образы, которые возникают у каждого слушателя во время концерта, придав очертания неясным мыслям, рождeнных воображением; они провели героя-артиста через музыку разных эпох и стилей — от азов обучения через жизненные перипетии к подлинным шедеврам. Вершин классического искусства достигают лишь немногие избранные, однако путь мастера ведeт не в заоблачные выси, а к гаммам, к воспитанию нового поколения истинных музыкантов... Следует отметить, что, несмотря на оригинальность проекта, создателям «новелл» не изменил вкус; а выстраивая композицию произведений, Мирослава Которович и еe коллеги не соблазнились дешeвой эффектностью, оставив место для фантазии слушателей. Постановщики отказались от традиционных концертных костюмов, выведя на сцену оркестрантов в разноцветных рубашках, использовали различные театральные приeмы. Музыканты свободно передвигались по сцене, а их жестикуляция и элементы драматического действия придавали музыкальным произведениям не только зрелищность, но и смысловую насыщенность, которую после концерта отмечали многие зрители. А высокий уровень солистов оркестра позволял им даже при активном сценическом действии сохранять высокое профессиональное качество игры.

Вначале зрители попали на урок, где Сказочник (Богодар Которович) рассказывал детям (в их роли выступили оркестранты) поучительную, но забавную историю про бычка по имени Фердинанд, который любил нюхать цветы и совсем не интересовался корридой. Это и была первая новелла под названием «Первые шаги» — произведение Алана Риду «Фердинанд» — сказка на слова Мунро Лиифа для скрипки соло и оратора (версия для оркестра Игоря Щербакова) прозвучало в исполнении Мирославы Которович (скрипка), Евгения Ульянова (ударные) и оркестра. Вторая новелла называлась «Радость понимания» и представляла собой сценическую версию произведения Владимира Мартынова: Вариаций для двух скрипок соло, челесты, ударных и струнного оркестра «Соme in!» («Заходите!») и рисовала музыкальный «разговор» двух единомышленников — или влюблeнных — под волшебный перезвон… (солировали — Мирослава Которович, Сергей Топоренко, Елена Жукова и Евгений Ульянов). Под звуки завывания ветра третья новелла «Поиски собственного пути» привела зрителей... в ад. Оркестр облачился в чeрные плащи, а в зловещей красной подсветке прозвучал знаменитый «Орфей» Александра Бакши — Сцена для скрипки, альта и струнного оркестра. В ролях учеников Орфея (Юного и Опытного) выступили Мирослава Которович и Александр Павлов. Необычайно эффектным было появление на сцене Евгения Ульянова (Большой барабан), который увeл за собой со сцены большую часть музыкантов. «Бах-вариации» Миндаугаса Урбайтиса послужили основой для новеллы четвeртой: «Превратности судьбы». Полное драматизма современное произведение написано в сложной технике; каждый из четырeх исполнителей последовательно повторяет мотив, только что сыгранный партнeром по ансамблю. Затем наступило просветление: в пятой новелле «Коснуться Гения» прозвучало чудесное «Анданте фа мажор» Вольфганга Амадея Моцарта в транскрипции для четырех скрипок (Мирослава Которович, Александра Cавченко, Сергей Топоренко, Михаил Билыч), а театральное воплощение приобрели даже поклоны: под музыку вальсов Штрауса, в вихрь которых вовлекалось всe больше исполнителей, каждый (!) из музыкантов оркестра был представлен публике Богодаром Которовичем.

Завершение концерта было трогательным и символичным: Мирослава Которович сыграла в дуэте с маленьким скрипачом — сыном одного из оркестрантов и преемником великих традиций...

Елена ЖУКОВА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ