Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как сохранить образы времени

«День» составил реестр музейных проблем
17 мая, 2007 - 18:55
ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКO / «День»

Сегодня Международный день музеев. В Украине музейное дело, как и почти все сферы, которые касаются культуры и не связаны с шоу-бизнесом, нуждается в поддержке и особом внимании власти. Подобно своим экспонатам, оно очень хрупкое, и даже чересчур, когда речь идет о таком серьезном «прессе» как нехватка средств, отсутствие законодательной базы и квалифицированных кадров, кто-то отмечает даже социальное неравенство среди работников музеев. Несмотря на эти обстоятельства, украинским музеям удается держать высокую планку, что в первую очередь отражается на эмоциях посетителей. Возможно, нашему обществу просто стоит сменить стереотипное отношение к музеям как к чему-то архаичному и статичному активной заинтересованностью? Ведь именно там живет дух нашей истории. О празднике и проблемах в этой сфере «День» беседовал с руководителями музеев различных регионов Украины: как им ныне удается держать высокую планку?

— Все музейное дело в Украине держится на энтузиастах, — считает Галина ГЛУШКО, заведующая отделом экскурсионно- массовой работы Национального историко-этнографического заповедника «Переяслав». — Все мы, музейные работники то ли Национального заповедника «Переяслав», то ли Национального музея Т. Г. Шевченко, то ли какого-то маленького государственного музея, — патриоты своей страны и своего дела. Возьмем, например, Национальный заповедник «Переяслав». Он расположен на 31 гектаре земли и имеет 140 объектов историко-культурного наследия.

— На содержание этих объектов государство, к сожалению, выделяет очень мало средств. Так, для того, чтобы содержать весь музей в нормальном состоянии, нужны, во-первых, профессионалы своего дела (хотя зарплата у нас невысокая). А для того, чтобы нанять опытного реставратора, нужно установить высокую оплату. Поэтому мы вынуждены работать с теми, кто просто любит свое дело. Но иногда это не дает нужного результата. Например, музей архитектуры и быта. Он был построен около 50 лет назад. На сегодняшний день каждый из его объектов нуждается в реставрационном вмешательстве. У нас, работников музея, нет ни сил, ни средств. Государство дает на 140 объектов 70 тыс. гривен, а реставрация одного объекта стоит минимум 300 тыс. гривен. Сейчас мы хотим создать единый в Украине музей «Заповіту Тараса Шевченка». Ведь известно, что это произведение Кобзарь написал именно в Переяславе. Этот музей должен стать одним из самых святых мест в Украине. Но мы хотим создать не рядовой провинциальный, а достойный музей, куда бы пришли не только те, кто любит Шевченко, но и заинтересованная молодежь. Но сейчас складывается такое впечатление, что со стороны государства все делается не для помощи, а для того, чтобы эти деньги не были использованы. Такая проблема существует не только для нас. Все музеи, которые сейчас действуют в Переяславе: Музей Трипольской культуры, музеи космоса, электросварки, рушника, сухопутного транспорта — очень интересные, но так же с множеством проблем. Самое главное в них — это экспонаты. Так, несколько дней назад наше заведение посетили жены послов различных стран мира. Они были поражены, что в Музее Трипольской культуры есть удивительные экспонаты, но в то же время высокие гости заметили, каким убожеством они окружены...

— Сегодня Международный день музея, который отмечается уже в течение 30 лет. Мы относимся к этому дню очень серьезно, — сказала Надежда КАПУСТИНА, директор Днепропетровского исторического музея имени Дмитрия Яворницкого. — С 1989 го да проводим праздник «Чисті джерела». Но и во время праздника нельзя забывать о проблемах. На сегодняшний день очень остро стоит проблема законодательной базы. У нас есть Закон Украины «О музеях и музейном деле», но у него, к сожалению, нет подзаконных актов. Это очень осложняет работу. Еще один проблемный момент, о котором очень неприятно говорить, — это заработная плата. Существует социальное неравенство между национальными музеями, работники которых имеют заработную плату втрое большую, чем в музеях коммунальной собственности. Так, Музею Яворницкого более 158 лет, у него грандиозная площадь, но он до сих пор остается в коммунальной собственности. Наш научный сотрудник получает меньшую зарплату, чем смотритель Национального музея. Еще существует проблема кадровой политики. Музейные кадры в большинстве своем пенсионного возраста, а системной подготовки их смены нет. И если не привлекать молодежь, то эта сфера может просто погибнуть. Сейчас также забывают о музеях, которые в свое время были созданы при различных заведениях. Это так называемые отраслевые музеи на общественных началах. Это жемчужины, которые освещают определенную сферу, они воспроизводят определенные направления нашей истории. Законодательно они никак не отмечены, юридически никак не защищены. Очень часто они просто уничтожаются. Нехватка средств отражается также на подаче экспозиции. Посетитель, который пришел в музей, должен увидеть что-то, что его растрогает. Этим музей отличается от архива, библиотеки. Очень важно создать образ времени в каждом зале. Все эти проблемы реально существуют. Именно поэтому в 2005 году мы провели Музейный фестиваль, на котором было зарегистрировано 210 участников из 85 музеев Украины. Он был признан лучшим событием 2005-го года по музейному делу. Он дал вдохновение и толчок для многих работников, некоторые области даже провели собственные музейные фестивали. Второй фестиваль пройдет в сентябре следующего года. Мы часто относимся к музеям как к академическим консервативным учреждениям с затхлыми залами и тяжелым воздухом, но когда наше государство искало наши истоки (украинский герб), то оно обратилось именно к нашему музею...

— Сегодня у музейщиков очень много проблем: начиная от законодательства и кончая финансированием, состоянием с обучением кадров, реставрацией и сохранением экспонатов... Но о проблемах не хочется говорить на праздник, — подчеркнула Инна КИЦУЛ, директор Черновицкого областного художественного музея. — К счастью, музеи существуют и, как говорил Яворницкий, будут существовать вечно. Они показывают человечеству то, чем оно было и то, чем оно будет. В музеях работают профессионалы, которым удается в современных условиях сохранять доверенные им экспонаты. Несмотря на то, что государство их не поддерживает. Это то, на чем держится музейное дело до сих пор. В праздничный день хотелось бы, чтобы власть наконец вспомнила, что музеи в Украине существуют. Часто нужно просто движение пальцем, подпись, которая даст толчок музейному делу. В нашей стране есть немало людей, которые успешно занимаются бизнесом и они сделали бы доброе дело, если бы приобщились к благотворительности, меценатству и спонсорству, поддержав родную культуру и, в частности, музеи.

— Сейчас у нас чиновники сами по себе, а музейное дело — само по себе, но чем меньше они вмешиваются со своей помощью — тем музеям лучше, — считает Сергей ЛАЕВСКИЙ, директор Черниговского исторического музея. — В последнее время ситуация в музейном деле не изменилась. Попробуйте проанализировать средний возраст музейного работника... Те, кто пришел сюда 20—30 лет назад, тот и остался. Они уже настолько срослись с музеями, что стали частями их коллекции... На мой взгляд, большинство музеев, именно на этом и держится. Чтобы что-то изменить — надо провести съезд музейных работников, который осветил бы проблемы нашей отрасли. Надо искать пути решения вопросов. Кому-то нужны помещения, кому-то — деньги. Сейчас есть много интересных проектов музейных работников, а проблема в том, что руководство их не поддерживает. Не приезжают в Украину экспонаты из заграницы. Мы варимся в собственном соку. Хотя, уверен, вечно так не будет продолжаться.

— В музейном деле есть свои приобретения и потери, — говорит Виктория КОЛЕСНИК, директор Киевского литературно-мемориального музея Максима Рыльского. — Например, о кражах в музеях знают даже те, кто к музейному делу не причастен. А еще — кадры. Если сравнить отношение тех работников, которым 70—80 лет и отношение к своей работе молодежи, можно заметить, что молодежь не так предана любимому делу. Хотя эта работа очень ответственная и сложная, включает в себя и работу по привлечению посетителей. Между прочим, здесь и отсутствие кадров по менеджменту. Мы до сих пор работаем на советском способе привлечения посетителей. Серьезная проблема с заработной платой. В музеях остаются только те, кто в третьем поколении. Ныне украинские музеи функционируют исключительно благодаря энтузиазму...

КОММЕНТАРИЙ «Дня»

Как рассказала «Дню» начальник отдела анализа и прогнозирования музейного дела Министерства культуры и туризма Украины Любовь Нестеренко, ежегодно ситуация с финансированием музеев улучшается: если в 2004 году для музеев было выделено чуть больше 24 миллионов гривен, то в текущем — 49. Однако проблем с финансированием избежали лишь национальные музеи. В регионах ситуация с финансированием более сложная: есть случаи, когда работников, зарплату которым начисляют из местного бюджета, переводят на 0,25 ставки. «Нужно благодарить людей, которые занимаются таким важным для государства делом практически за копейки», — считает Любовь Нестеренко. В целом в Украине функционирует свыше тысячи музеев. 445 из них являются самостоятельными юридическими лицами, а остальные — их филиалами и отделениями.

Маша ТОМАК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ