Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Музыкальное путешествие: от барокко к сегодняшнему дню

10 мая, 2007 - 20:09
ВЫСТУПАЕТ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ХОРОВАЯ КАПЕЛЛА ИМ. Л. РЕВУЦКОГО (ДИРИЖЕР — ЮРИЙ КУРАЧ, СОЛИСТКА — ВАЛEНТИНА ИВАНЕНКО)

В Национальной филармонии Украины прошел концерт мужской Государственной хоровой капеллы им. Л. Ревуцкого.

По высокому уровню исполнительского мастерства — это единственный в своем роде профессиональный хоровой коллектив не только в Украине, но и в Европе. А родился этот коллектив в 1969 году. По инициативе председателя Музыкального общества Украины Семена Давыдовича Козака была основана Киевская мужская хоровая капелла, которая теперь называется мужской Государственной хоровой капеллой им. Л Ревуцкого. Этот коллектив продолжает традиции украинского (и славянского) хорового искусства. Ему пришлось пройти непростой творческой путь. В бывшем Советском Союзе исполнение украинской духовной музыки стало возможным только в конце 80-х, во времена так называемой перестройки. Художественному руководителю хоровой капеллы им. Л. Ревуцкого Богдану Анткиву и дирижеру Юрию Курачу приходилось доказывать тогдашним партийным чиновникам, что музыка украинского композитора Артемия Веделя, не уступающая произведениям Моцарта — «золотые страницы» мировой музыкальной культуры и имеет право на исполнение...

На сегодня Государственная хоровая капелла им. Л. Ревуцкого имеет 20 дисков с записями. В репертуаре коллектива — украинская хоровая музыка, колядки и щедровки, исторические и народные песни, старинные канты, киевские распевы Киевско-Печерской лавры, произведения Бортнянского, Березовского, Веделя, Лысенко, Стеценко. Хоровая капелла также пропагандирует музыку современных отечественных композиторов: Скорика, Станюковича, Карабица, Дичко, Зубицкого, Гаврилец, Степурка и других. В репертуаре хора есть образцы славянской и зарубежной хоровой музыки в исполнении как а капелла, так и в сопровождении симфонического оркестра или органа. Мужская Государственная хоровая капелла им. Л. Ревуцкого только за последние шесть лет побывала с концертными турами в Польше, Бельгии, Италии, Великобритании и Германии.

Недавно прославленный хоровой коллектив представлял публике духовные произведения в Национальной филармонии. Этот концерт стал музыкальным путешествием по миру украинской и русской духовной музыки, в нем прозвучали произведения композиторов различных эпох — от барокко до наших дней. В программу концерта вошли сочинения украинских композиторов XVIII ст. под редакцией Г. Сковороды, А. Веделя и Д. Бортнянского, русского композитора второй половины XIX — начала XX ст. П Чеснокова, церковные распевы, а также произведения современных отечественных авторов: Гнатишина, Тарасенко, Гребенщикова, Шведова и Вавриновича.

Особое место в концертной программе заняли произведения Артемия Веделя — Каноны Пасхи в виде восьми песен. А вообще музыкальное наследие Веделя, состоящее из 29 хоровых концертов, продолжительное время оставалось недоступным для специалистов (киевскую библиотеку произведений композитора сожгли большевики). Партитуры произведений Артемия Веделя, прозвучавших в этот раз в филармонии, дирижеры хоровой капеллы Юрий и Владимир Курачи отыскали через интернет. Это та часть наследия композитора, которую вывезли и сохранили украинцы диаспоры.

Среди украинских композиторов XVIII ст. наиболее известен Дмитрий Бортнянский, который был председателем придворной певческой капеллы в Петербурге. Его концерт «Да воскреснет Бог» — новый тип русского (а по справедливости и украинского) хорового концерта, который выходит за рамки церковной музыки, сочетая достижения оперной и инструментальной музыки, воплощая философские идеи.

На вечере хоровая капелла имени Л. Ревуцкого также исполнила старинные церковные распевы, музыку украинских и русских композиторов. В концерте приняли участие Нина Матвиенко и солистка капеллы Валентина Иваненко. Приятным подарком для публики стало заключительное произведение программы — «Христос Воскрес» Ивана Вавриновича, которое Н. Матвиенко и В. Иваненко исполнили в сопровождении капеллы им. Л. Ревуцкого. Текст Романа Купчинского — близкий к народной песне, с яркими образами просыпающейся природы, и проникновенным голосом Нины Матвиенко, — все это глубоко растрогало присутствующих в зале.

В ближайших планах капеллы — восстановление постановки оперы-оратории «Царь Эдип» Игоря Стравинского, которая будет представлена публике в июне в Национальной филармонии.

Сегодня главной проблемой Государственной хоровой капеллы им. Л. Ревуцкого является необходимость увеличить свой количественный состав. Сейчас это отчасти решается благодаря хору мальчиков и юношей, который с успехом был создан при взрослом коллективе. Но коллективу необходима поддержка спонсоров для того, чтобы компакт-диски с записями концертов поступили в продажу в столичные музыкальные магазины.

Ольга ПРЫНДЮК, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ