Во Дворце «Украина» китайские артисты показали грандиозное шоу, созданное по мотивам «Лебединого озера» Петра Чайковского. В рекламе было заявлено, что на проект потрачено пять миллионов долларов! Зрителям обещали «не просто шоу, а и фантастические элементы акробатики и цирка, которые до сегодняшнего дня никогда раньше не претворялись в жизнь, т. к. выходят за пределы человеческих вохможностей» — на такой мощный пиар откликнулось многие киевляне и гости нашей столицы. Поэтому неудивительно, что проект привлек внимание многих деятелей искусства, и особенно — представителей балета... А вот мнения от увиденного разделились. Одни с восторгом хлопали, а другие недоумевали: разве это балет? Это акробатическое попурри на известный балетный сюжет...
— Мы увидели пример совершенно другой ментальности, культуры, убеждений, — поделилась своими впечатлениями от «Лебединого озера» по-шанхайски известный украинский балетмейстер Алла Рубина. — Главной идеей шоу является вера в сказку, которая у нас, западных людей, давно подорвана. Мы, к сожалению, к сказке относимся с иронией... А восточные народы — всерьез, как дети. У них до старости не погибает вера в чудо. И эта вера рождает убеждение, что все невзгоды можно победить и преодолеть. Например, в этом шоу герой побеждает злого волшебника не мечом, не в борьбе, а маленьким лебединым перышком, которое протыкает сердце. Это так трогательно… Вера в чудо, наверное, помогает преодолеть и все невероятные технические трудности, которые демонстрируют китайские артисты. Это шоу можно назвать чистым мастерством. Мы же больше привыкли искать идеи, борьбу, конфликтность. Наша школа мастерства направлена не на чистое мастерство, а на выражение этой самой идеи. А у китайцев именно мастерство является пропуском в мир гармонии. Они не жалеют сил, чтобы этого мастерства достичь. Интересно и то, как в «Лебедином озере» средствами акробатики достигается художественный образ. Например, когда девушка в «перевернутом» состоянии изображает крылья не руками, а ногами. Совершенно потрясающий был элемент, когда балерина стоит на плече у партнера и при этом еще и тянется в арабеске ввысь. Это невероятный по трудности исполнения трюк для балерины...
А теперь попробуем взглянуть на шоу с позиции традиций (в том числе европейских) и вписать его в один из уровней спирали, где все новое предстает хорошо забытым старым. Итак, потрясает сценография с красочными, образными декорациями, в которых участвует исключительная «машинерия». В начале, например, выплывает большой лебедь, который впоследствии трансформируется в злого волшебника. Все это напоминает барочный театр, где не обходилось без подобных спецэффектов. В данном случае возвращение к подобному оформлению сцены, верно, вызвано соперничеством с телевидением и кино. В отрасли последних компьютерная графика превосходит сама себя, поэтому театр (и тем более театральные шоу, рассчитанное на широкую аудиторию) вынужден прибегать к подобным методам заинтересованности публики. Такие неожиданные эффекты воспринимаются и взрослыми зрителями, и тем более — детьми, которые в восторге от сказочных перевоплощений. Жанр шоу отвечает полистилистике ХХ века. Здесь соединены все возможные жанры, исключающие слово, — классический балет, танец, пантомима, езда на роликах, клоунада, акробатика, номера на качелях, жонглирование, прыжки на батутах, хождение на пуантах по канату (впервые в истории балета!), хождение и танец на ходулях, полет со страховкой «под куполом» Дворца «Украина». Такое сочетание, безусловно, рождает динамику и ритм, а также требует колоссального мастерства актеров. Что касается мастерства и технической стороны шоу, то невольно возникает параллель с инструментальными виртуозами эпохи романтизма — Паганини, Листом. Критики того времени писали, что пальцы этих музыкантов перебирают струны и клавиши с такой скоростью, что сливаются воедино. А когда Лист приезжал в Киев, то газеты утверждали, что «он играет не только при обычном положении рук, но и даже пальцами наизнанку». Нечто похоже хочется написать после посещения Шанхайского акробатического балета. Потому что главные исполнители, воистину, настолько пластичны, что способны вывернуться даже наизнанку. Совершенно потряс «Танец маленьких лебедей», трансформированный в «Танец маленьких лягушат». Он исполнялся на руках (!), где главную пластическую роль играли ноги-«лапки». Диву давался зритель и в момент стояния на пуантах балерины на плече партнера и даже на голове танцовщика! Что же касается кордебалета, в отличие от ведущих исполнителей, хотелось бы желать лучшего. Порой у танцовщиц отсутствовала синхронность, наблюдались определенные сбои ритма, непопадание в музыкальную долю. Сама музыка «Лебединого озера», конечно, была «изрезана» вдоль и поперек, добавлены другие произведения Чайковского. Постановщики, в общем, использовали полонез и марш, от чего, к сожалению, создавалась музыкальная однообразность. К тому же, подчеркнутая ритмичность способствовала большей утомляемости зрителей. Возможно, в таких шоу следует использовать более разнообразные жанры и не всегда прибегать к классической музыке. Что же касается выражения чувства и идеи, нам, славянам, явно хотелось бы большего. Но мудрый закон гласит, что произведение искусства следует судить по его законам. А изначальный замысел все же принадлежит восточному народу. Поэтому, может быть, следует нам поучиться у них верить в сказку и чудеса?