Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

У львовского музея своя «Летопись»

Традиции Андрея Шептицкого продолжают меценаты
26 марта, 2007 - 19:54

С начала основания Национального музея — очередного и очень весомого детища Андрея Шептицкого, митрополит сразу же поставил наряду с темой формирования сборника, его систематизацией и научной обработкой, вопрос об издательской деятельности музея. Андрей Шептицкий хорошо понимал, что без серьезного издания, печатного сборника статей сложно будет запечатлеть в памяти потомков выставочно-экспозиционную и научно-исследовательскую деятельность музея. Задуман ежегодник был значительно раньше, однако только в 1930-х годах он начал выходить при участии Союза поклонников Национального музея во Львове. Таким образом, в 1934-м году, во время ежегодных сборов по «предложению члена общества, директора Ореста Радловского», решено было выделить 600 злотых на издание непериодического органа под названием «Летопись Национального музея во Львове», и летопись увидела мир первый раз.

— Сразу же после основания летописи, — говорит заместитель директора музея Оксана Била, — четко определилась его рубрикация — кратко директором музея Илларионом Свенцицким подавалась основная выставочная работа, осуществлявшаяся в течение года, и обзор научных достояний. Определено было место и для материалов по чествованию памяти музейщиков, приложивших больше всего своих усилий к развитию и становлению музея. А также основана рубрика, довольно условно очерченная, содержавшая информацию о финансовых поступлениях музея. То есть вся деятельность музея была публичной и прозрачной.

Таким образом, до войны вышло четыре номера летописи. А потом был долгий перерыв, и только в 2000 году издание музея было возобновлено. Сегодня музейщики пытаются продолжать традиции, начатые Митрополитом, и подают рубрики, традиционно еще при Свенцицком печатавшиеся в летописи. Это и короткие отчеты о выставочной деятельности, и чествования музейщиков, по 20—30 лет проработавших здесь, и научные исследования, проведенные в течение года, и рецензионные статьи, посвященные художникам, чьи работы пополнили музейную коллекцию в последнее время. Печатаются и так называемые «белые страницы» истории музея, вызывающие чуть ли не самый большой интерес читателей и подающиеся стараниями известных львовских искусствоведов, в частности Михаила Батога. Рассчитанная на искусствоведов, культурологов, научных работников и всех, кто искренне интересуется украинской культурой, летопись, конечно, не имеет грандиозного тиража — тысяча экземпляров, хотя по своему содержанию могла бы стать более читабельным изданием. (Судите сами — в последней подаются статьи о творчестве О. Кульчицкой, И. Северина, М. Глущенко, П. Холодного, об иллюстративной франкиане и заново открытых памятниках иконописи...) Однако и эти экземпляры не были бы возможны без благотворительного взноса Кристины Дыбуляк-Чорпиты, владелицы частной художественной галереи в Филадельфии. Практически полностью на средства этого мецената выходит летопись. Но не только деньги вкладывает госпожа Кристина, она принимает участие в планировании, определении оформления, то есть вкладывает душу в издание. Нужно отдать должное, что и немало других замыслов реализуются благодаря поддержке Чорпиты. Так, множество каталогов выставок, а также издания юбилейные — к 100-летию Святослава Гординского, юбилею Олексы Новакивского, 100-летию самого музея. Всегда какая-то часть изданного остается для музея, часть рассылается по библиотекам Украины, а часть госпожа Чорпита везет к себе в Филадельфию, и таким образом информация о Национальном музее во Львове приобретает более широкое звучание.

Ирина ЕГОРОВА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ