25 марта театр пригласит публику на премьеру оперы «Ярослав Мудрый». Впервые на киевской сцене она была поставлена в 1975 году и продержалась в репертуаре более десяти сезонов (!), долгое время была единственным оперным произведением на исторический сюжет. Уже немного позднее поставили «Аскольдову могилу» Верстовского и «Княгиню Ольгу» Станковича. Празднование 1500-летия Киева привлекло к «Ярославу Мудрому» Майбороды особое внимание. На сцене словно ожили прекрасные, уже легендарные страницы истории Киевской Руси, удивительно красивого города над Днепром, людей необычных биографий...
Так сложилось, что на долгое время из репертуара Национальной оперы Украины выпали произведения отечественной исторической тематики. Не удержались в нем ни «Анна Ярославна, королева Франции» Рудницкого, ни «Захар Беркут» Лятошинского, ни одноактные балеты Кикты «Фрески Софии Киевской» и «Владимир Креститель». Но потребность в музыкальной интерпретации собственного исторического процесса оставалась. Кажется, наконец, театр сумел акцентироваться на интересном произведении, посмотреть на него с точки зрения сегодняшнего дня. И уже это привлекает большое внимание к ближайшей премьере, над которой работают: дирижер Николай Дядюра, режиссер Анатолий Соловьяненко, сценографы Тадей и Михаил Риндзаки, басы — Тарас Штонда, Сергей Магера, Богдан Тарас и другие.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ФИГУРА
Ярослав Мудрый, сын великого князя Киевского и христианского святителя Руси Владимира и полоцкой княжны Рогнеды, играл заметную роль в истории не только своего государства, но и всей средневековой Европы. Он влиял на политику Польши и Венгрии, Норвегии и Франции, с ним считались и в самой мощной тогда стране, какой была Византия; его приверженности добивался и папский Рим, где шло к быстрому расколу христианской церкви. Он был в браке с дочерью короля Швеции Олафа — Ингигердой, сестра Ярослава носила королевскую корону Польши, дочери были королевами крупнейших тогда государств: Анна — Франции, Елизавета — Норвегии, Анастасия — Венгрии, женой сына стала сестра короля Польши. И уже это в эпоху династических связей и политики много говорит о могуществе Ярослава Мудрого, породниться с которым считали за честь самые влиятельные королевские и императорские семьи. Взвешенный и мудрый государственный и политический деятель, стратег и дипломат продолжил дело своего отца по объединению и укреплению Киевской Руси. Расширил и укрепил границы Руси, отвоевывал ранее захваченные поляками земли, покорил западный берег Чудского озера и основал город Юрьев, полностью разгромил печенегов, которые долгое время представляли большую угрозу стабильному развитию страны. Народ назвал его Мудрым за деяния, которые наполнили жизнь восточного славянства новыми качествами, — страна быстро переняла лучшие достижения тогдашней христианской цивилизации: появились образовательные школы не только боярских и княжеских детей, но и простых людей, разворачивается строительство, создается первый письменный свод законов «Руська правда», упорядочивается судопроизводство, при Десятинной церкви и Софийском соборе образованные монахи переписывают и переводят старорусскую (староболгарскую) богослужебную, и не только, литературу, храмы расписывают уже не только греческие, но и русские изографы.
Судьба Ярослава Владимировича была довольно сложной и даже трагической. По воле своего строгого отца Ярослав, сын от нелюбимой его жены Рогнеды, которая даже совершила покушение на жизнь мужа, получает в княжение Новгородскую землю. Смерть отца в 1015 году принесла раздор в великокняжескую семью: пошел брат на брата... Над Ярославом тяготел крест таинственной и еще до сих пор не выясненной до конца смерти его братьев Бориса и Глеба, которые первыми должны были наследовать престол. Может, именно это привело его к реорганизации преемственности княжьей власти на Руси. Он ввел майорат старшего сына, но дорога к этому проходила через пребывание на княжении по старшинству в удельных княжествах, которые выделялись братьям и сыновьям волей великого князя Киевского и оставались ему подвластными.
Ярославу Владимировичу нелегко дался киевский великокняжеский стол, который он занял в 1019 году, после ожесточенной войны с братом Мстиславом за величественную и прославленную столицу крупного геополитического государства Европы. Немецкий хронист, епископ Мерзебургский Титмар писал о столице Киевской Руси в 1018 году: «Здесь более 400 церквей и восемь рынков, а люда неисчислимо...». Впоследствии, уже при правлении Ярослава Мудрого, в Киеве строят Софийский собор, при котором была создана первая на Руси библиотека, мощные каменные стены вокруг «княжьего города», к которому можно было добраться через величественные Золотые ворота, которые дошли до нашего времени. Купцов поражали дворцы для княжеской семьи и вельмож, богатство храмов...
СЦЕНИЧЕСКАЯ ВЕРСИЯ
Личность Ярослава Мудрого не стерлась из исторической летописи Европы. Он был и остается одним из самых выдающихся деятелей украинского государства, человеком, создавшим могущественную страну, которая почти тысячелетие остается образцом украинского государственного строительства, что нашло отражение не только в научном, но и художественном творчестве, но наиболее глубоко — в драматической поэме выдающегося украинского писателя Ивана Кочерги «Ярослав Мудрый», главная идея которой — «высокий пафос борьбы за единство молодого Русского государства, чувство патриотизма и любви к родной земле» положена в основу оперного либретто одноименной оперы Г. Майбороды, которую композитор завершил в 1975 году и тогда же была осуществлена ее постановка на сцене Киевской оперы (дирижер Стефан Турчак, режиссер Дмитрий Смолич, сценография Федора Нирода, костюмы Аллы Кириченко, хормейстеры Левко Венедиктов и Владислав Згуровский). Первыми исполнителями партий в «Ярославе Мудром» стали: Александр Загребельный (Ярослав), Гизела Ципола (Ингигерда), Надежда Куделя (Елизавета), Анатолий Мокренко (Гаральд), Галина Туфтина (Джемма), Журейко (Андрей Ищенко), Анатолий Кочерга (Сильвестр)...
Георгий Майборода написал это произведение уже имея большой опыт в оперном жанре, реализовав на сцене свои многоплановые произведения: «Милана», «Арсенал» и «Тарас Шевченко», которые воплощали разные страницы украинской истории. Однако обращение к более давним периодам национальной истории, уже подернутых дымкой легендарности, ставили перед композитором более сложные задачи — донести седую древность, деяния людей, отдаленных от нас тысячелетием. В драматической поэме личность Ярослава Мудрого получила большое обобщение, можно даже сказать — укрупнение, обрела символичность, которая требовала мощной музыкальной интерпретации. Иван Кочерга в предисловии к своему произведению писал: «Мне хотелось увидеть образ Ярослава во внутреннем конфликте, в борьбе обоих направлений его творческой энергии». Одно из таких направлений — сосредоточение на борьбе с внешними врагами, кочевыми племенами, которые постоянно угрожали миру и покою на Руси; второй — понимание, что государство создается не только оружием, но и наполнением цивилизационного процесса образованием, культурой, духовностью народа...
Как раз эти направления и воплотил в музыкально-сценическом полотне выдающийся украинский композитор Георгий Майборода. Он внес существенные изменения в литературную первооснову, по-новому выстроил некоторые сюжетные линии, сосредоточившись на образе князя-строителя, который видит силу своего государства в единстве народа, в уважении к воину и купцу, боярину и смерду.
Ярослав Мудрый предстает в опере Георгия Майбороды в различные моменты своей бурной и наполненной событиями жизни: в кругу семьи — с дочками, которые вскоре выедут в другие страны, и он уже никогда их не увидит, со строителем Софийского собора Журейком, в размышлениях с монахом Сильвестром, образ которого соотнесен с исторической фигурой митрополита Иллариона, первого русича, поставленного Ярославом на кафедру вопреки воле Константинопольского патриарха, который крепко держал под своей опекой духовную жизнь Руси- Украины...
Характерной чертой музыкальной драматургии оперы «Ярослав Мудрый» является ее лирико-эпическая стилистика: укрупненность характеров главных героев сочетается с характерной для письма композитора мелодичностью, элегичностью, кантеленностью, можно сказать, даже романсовостью, что существенно обогащает характеры героев выразительным психологическим наполнением, особенно партии женские — Анны, Елизаветы, Милуши, Джемми, Ингигерды. Композитор использует самую широкую палитру музыкальных приемов в раскрытии событий и образов — от выразительных вокальных декламаций и палитры звучания симфонического оркестра до торжественно-величальных и лирических эпизодов для женских и мужских хоров, массовых сцен, которые органически раскрывают исторический фон событий далек ого, уже легендарного ХI в.
«Ярослав Мудрый» — классическая по форме опера. Арии, ариозо, речитативы, развернутые хоры опираются на сюжетную и музыкальную драматургию, имеют определенное художественно-идейное направление. Ведущие идейные смысловые моменты передаются через внутренне наполненные монологи главного героя. Музыкальный язык оперы Георгия Майбороды отмечен выразительной мелодикой и лейттемами, эмоционален, близок к национальным традициям классической музыкальной культуры.
История Киева в оперно-балетном искусстве является на удивление интересной страницей музыкальной культуры. В музыкальных произведениях ХIХ—ХХ вв. появился ряд блестящих опер и балетов, которые ожидают своего прочтения для нас, людей нового поколения. Это — «Аскольдова могила» Алексея Верстовского, «Рогнеда» Александра Серова, «Руслан и Людмила» Михаила Глинки, «Княгиня Ольга» Евгения Станковича... Думаем, что «Ярослав Мудрый» положит начало этому прекрасному художественному проекту Национальной оперы Украины.