Исследуя многогранную творческую жизнь выдающегося хормейстера, педагога, общественного деятеля, основателя знаменитой капеллы «Думка» Нестора Городовенко (1885—1964), школу которого прошло немало известных певцов (З. Гайдай, В. Гужова, М. Платонова, Б. Златогорова и др.), я не переставал удивляться, как много переплелось человеческих судеб, связанных с его творческой деятельностью. Так, известная в музыкальном мире пианистка Люба Жук, которой повезло работать с ним в хоре «Україна» в Монреале (с ней я встречался в марте 1998 года во время творческой поездки в Канаду), рассказывая о Н. Городовенко, не случайно называла его «фантастическим» дирижером.
А в одном из своих писем-воспоминаний бывший певец хоров Н. Городовенко в Германии, Канаде Ф. Федоренко (США) сообщил, что в «Думке» Городовенко в юном возрасте пела Милица Корьюс (1909—1980), впоследствии блестящая оперная певица, кинозвезда Голливуда, которая очаровала своим редким колоратурным сопрано Берлин, Вену, Париж, Нью-Йорк, Монреаль.
Старшему поколению хорошо известно это имя в художественном мире. В конце 1938 года на экраны вышла музыкальная кинолента Жюльена Дювивье (1896—1980) «Большой вальс» — романтизированная биография Иоганна Штрауса (1825—1899), в которой роль певицы Карли Доннер блестяще сыграла красавица Милица Корьюс. Критики, в частности, отмечали, что большой успех картина имела еще и потому, что Европа жила предчувствием страшной войны, и, по-видимому, великая сила искусства, красота человеческих чувств, показанная с большим мастерством творцами «Большого вальса», так проникновенно обращались к уму современников остановить темные силы, которые несли с собой горе и слезы.
«Большой вальс» был одним из немногих западных картин, которую допустили тогда на широкий прокат в бывшем СССР. Просмотрев ее, Сталин дал команду художникам создать подобную для советских кинозрителей. За это брались, но никакие ленты, к которым писал хорошую музыку Исаак Дунаевский (1900—1955), не могли сравниться с «Большим вальсом». Он часто выходил на экраны и после войны (в 1948 году лента была продублирована на русский язык), а также в 60-х годах прошлого века.
Милица Корьюс стала кумиром многих людей, символом красоты. Увидев ее на экране, услышав ее несравненный очаровательный голос, люди внутренне просветлялись и на некоторое время забывали о своей нелегкой жизни. Впервые на экраны «Большой вальс» вышел в ужасные годы сталинских репрессий.
О жизни и творчестве нашей современницы Милицы Корьюс до недавнего времени имелись скупые сведения в основном из энциклопедических изданий. О ней ходили различные легенды. Говорят, что она увлекалась мистикой и выдавала себя то за венгерскую принцессу, то называлась дочерью шведского генерала. Неизвестно как она попала в Киев, когда познакомилась с Городовенко. В биографических источниках зафиксировано только то, что Милица училась здесь у профессора О. Муравьевой, но, преимущество отдавала самообразованию. Но теперь мы точно знаем, что ее становление как певицы проходило в Украине, а свое вокальное мастерство она впоследствии совершенствовала в Эстонии, а потом в Германии.
Из интернет-изданий стало известно, что с 1998 по 2001 годы Чрезвычайным и Полномочным Послом США в Эстонии была Мелиса Фолш Уэллс. Она не без волнения сошла тогда впервые на эстонскую землю с парома «Регина Балтика», который прибыл из Стокгольма. В Таллинне она в 1932 году родилась, а ее матерью была... Милица Корьюс.
Дед Мелисы Уэллс Артур Корьюс, швед по происхождению, был коренным таллиннцем, отличался большой работоспособностью и настойчивостью в достижении поставленной цели. У него были природные таланты — владел несколькими языками, любил музыку и мастерски играл на скрипке. Эти черты отца унаследовала и его самая любимая дочь Милица. Она считала его своим первым учителем музыки. Отец рано обратил внимание на удивительные вокальные способности Милицы, потому что у той был абсолютный слух, блестящая музыкальная память. Девочка мечтала стать балериной.
По некоторым версиям, Артур Корьюс хорошо научил немецкому языку сына одного из великих князей династии Романовых, за что в знак благодарности получил действительно царский подарок — скрипку работы знаменитого итальянского мастера ХVII века Николо Амати, на которой часто любил музицировать. Впоследствии Артур Корьюс поступил добровольцем в российскую армию. Служил во Владикавказе, учился в Одесском юнкерском училище. Женился в Варшаве, служил в Московском военном округе, где командовал пехотным батальоном. И здесь в жизни Корьюсов произошла драма, которую Милица почувствовала на себе. Это случилось в начале Первой мировой войны. В круговерти Октябрьской революции, гражданской войны, разрухи когда-то дружная семья была разбросана по различным местам России. Отец Мелисы не захотел служить большевикам, вернулся в Эстонию. У ее матери, полячки по происхождению, появился второй муж. Им стал преподаватель математики Московского кадетского корпуса. С ним и четырьмя дочерьми она переезжает в Киев. Сын остался с отцом. Но спустя некоторое время отчим Милицы бросает их и уезжает навсегда в Германию, откуда был родом. По-видимому, не захотел обременять себя заботами о большой семье. Впоследствии мать Милицы вернулась в Эстонию, где и умерла.
Средств для существования почти не было. Заботу о семье взяла на себя старшая сестра Милицы Нина (похоронена в Киеве). Она хорошо играла на скрипке и этим зарабатывала на жизнь, а Милица пела в одной из церквей Киева.
По некоторым сведениям, Милица принимала в 1927 году участие в отборочном конкурсе и была принята в «Думку» Городовенко. Бесспорно, что ее редкий голос среди сопрановых партий украшал капеллу. С ней Милица провела поездки по городам и селам Украины (выступали на Волыни, на Подолье, в Одессе, на Херсонщине). Следующий год прошел в напряженной подготовке выступлений «Думки» во Франции.
Милица прожила в Киеве более 10 лет и, конечно, не могла не полюбить этот красивый, утопающий в зелени древний город с его монастырями, церквями и соборами. Полюбила Милица и украинский язык. Когда она пела в «Думке», он ей стал еще ближе, потому что основной репертуар капеллы составляли произведения украинских композиторов и их обработки. Украинская песня помогла Милице лучше понять душу нашего народа, глубинные истоки его духовной силы, которые впитывала эта песня на протяжении веков.
Переписка с отцом (он очень проникался жизнью дочерей в Украине) усиливала ее ностальгические настроения. В конце 1928 года Милица решается ехать в Эстонию, где раньше не была. Сообщила о своем решении Н. Городовенко. Как пишет в своих воспоминаниях Ф. Федоренко, тот дал ей денег и благословил в дальний путь, не надеясь, что они когда-то увидятся... Останься Милица и далее в «Думке», неизвестно как бы сложилась ее дальнейшая судьба. В 1937—1938 годах в капелле произошла большая «чистка» и не исключено, что энкаведисты легко узнав о «буржуазном» происхождении Милицы, в лучшем случае, отправили бы ее в лагерь. Одобрив намерения Милицы вернуться на родину, Н. Городовенко, по существу, спас ее от репрессий.
...В тихом Таллинне жизнь шла спокойно и размерено. На родине отца Милица несколько пришла в себя после пережитого ею в Украине, где она увидела в свои юные годы немало горя, принесенного разрушительной революцией и гражданской войной. В Таллинне Милица продолжала профессионально изучать вокальное искусство в частной музыкальной школе-студии. Ее учителями были два русских педагога — выпускница Петербургской консерватории В. Маламье и бывший концертмейстер Большого театра С. Мамонтов.
Дебютировала Милица в Таллинне и Нарве. Ее партнером был Карл Отс (отец знаменитого певца советских времен Георга Отса). А впоследствии она вышла замуж за талантливого инженера, красавца, барона Гуно Фальца. Он получил образование в одном из технических университетов Германии. После свадьбы счастливые супруги поехали в Европу. В 1933 году Милица навсегда оставила Эстонию. Она оказалась «тесной» для ее большого таланта. К тому же в местных художественных кругах ее холодно приняли, не считая «своей». Милица не знала эстонского языка и это стало одной из причин недоброжелательной критики ее выступлений в Таллинне. В Европе началась стремительная творческая карьера наделенной небывалым вокальным талантом певицы. С большим триумфом она выступала в Берлинский опере, в Венской. Блестящим был дебют певицы и в партии Царицы ночи в «Волшебной флейте» Моцарта, с которой она выступила в Магдебургской опере. Милицу считали лучшим колоратурным сопрано Германии. «Редкий талант, прекрасный голос, бриллиантовая техника», — писала об одном из выступлений Милицы газета «Берлинер цайтунг». — Остается только пожелать, чтобы новая звезда не осталась на долгое время неизвестной нашей публике».
В 1936 году Милицу приглашают в Америку — сниматься в музыкальных лентах Голливуда. Она быстро изучила английский язык. Кстати, когда задумывался «Большой вальс», никак не могли подобрать актрису для роли Карли Доннер. Узнав о новой звезде оперной сцены в Европе, которая была к тому же наделена и большой красотой, Жюльен Дювивье направил ей телеграмму, в которой умоляюще просил дать согласие сняться даже в одной киноленте. Милица согласилась и с увлечением работала на съемках «Большого вальса». Успех ленты обеспечили не только высокопрофессиональная режиссерская работа, безупречное музыкальное оформление, но и прекрасная игра интернациональной труппы, среди которой были Луиза Лайнер, Фернан Гравье (он выполнил роль Иоганна Штрауса), Хью Герберт, Генри Халл.
Для наиболее приемлемого сочетания творчества короля вальса Иоганна Штрауса с драматургией фильма продюсер киностудии «Метро-Голдвин-Мейер», которую основал выходец из Одессы, пригласил известного композитора и аранжировщика Дмитрия Темкина, который приехал в Америку из России. Он мастерски превратил нотные тексты Штрауса в музыку неповторимого звучания, замедлив темп и ритм знаменитых вальсов композитора и придав им выразительные вокальные формы. Это он сделал с помощью талантливого поэта Оскара Хаммерстайна.
После «Большого вальса» Милица Корьюс в кино снималась редко. А здесь еще одно тяжелое испытание. Находясь в 1940 году в Мексике, она попала в автомобильную аварию и больше года провела в больнице. Уже была назначена операция по ампутации ноги, но все обошлось. Впрочем, долгое время Милица не могла передвигаться без костылей. Кинозвезда посвятила себя воспитанию дочери. Потом пела в Метрополитен-опера, выступала с концертами в США, Канаде, сделала много записей классического репертуара на грампластинках.
Летом в 1949 году Милица приезжала в Монреаль, где у нее произошла волнующая встреча с Н. Городовенко, который уже жил здесь, прибыв в конце 1948 года в Канаду из Германии. Едва дождавшись конца выступления Милицы, он побежал в комнату, в которой она переодевалась. Они говорили до поздней ночи. В честь своего учителя Милица тогда устроила торжественный ужин, на который собрались артисты Метрополитен-опера, выступавшие с ней в Монреале.
Милица очень радовалась успехам своей дочери. Она дала ей блестящее образование. Мелиса овладела немецким и русским языками. Впоследствии изучила французский, итальянский, португальский, испанский. Закончив в 1956 году Джорджстаунский университет, она стала дипломатом. Работала на дипломатической службе в Бразилии, Франции, Великобритании. Была послом США в Мозамбике, Заире. Несколько лет назад Мелиса Уэллс стала послом США в Эстонии.
...Милица Корьюс умерла в 1980 году вблизи Лос-Анджелеса на 71-м году жизни. Ее образ навсегда останется в памяти миллионов людей, которым она дарила красоту своего неповторимого голоса. И те, кому посчастливится увидеть знаменитую ленту Жюльена Дювивье «Большой вальс», наполнят свою душу мощной духовной силой, которую дает только настоящее, высокое искусство.