Созданное по инициативе городских властей в начале этого года коммунальное предприятие «Жилкомсервис», которое, по идее, должно было бы обеспечить качественное обслуживание харьковчан, вызвало неоднозначное отношение как у областных властей и контролирующих органов, так и у самого населения. Председатель обладминистрации Арсен Аваков считает создание «Жилкомсервиса» незаконным, само предприятие «маленьким, частным бизнесом» и оспаривает его создание в суде. Секретарь горсовета Геннадий Кернес в свою очередь обвиняет Авакова в клеветничестве.
На сегодняшний день в городе создано 9 филиалов КП «Жилкомсервис». Предприятие, на которое возложены функции единого заказчика жилищных услуг, прежде всего будет контролировать качество работ, которые выполняются подрядчиками (в основном, жэками). От качества и количества выполненных работ в конечном итоге должна была зависеть сумма квартирной платы. Как сказал директор нового предприятия Александр Яковлев, «сама идея работы такого предприятия (по системе единого заказчика) подразумевает, в первую очередь, защиту интересов потребителя. Иными словами, потребитель, заплативший деньги, должен получить соответствующие услуги». В случае же, если заказанная услуга по каким-то причинам не была выполнена, горожанин может оформить акт-претензию, согласно которому производится перерасчет квартирной платы, подчеркнул директор предприятия. Это означает, что работы, которые не были выполнены по факту, не включаются (и не оплачиваются) в акт, который в конце каждого месяца закрывается по каждому из договоров с тем или иным подрядчиком. «Жилкомсервис» не подменяет собой привычные жэки и кжэпы. Отсутствие точной информации о том, что же дальше будет с последними, создало неразбериху в ответственности за выполнение ремонтных работ. В созданном вроде не спешно новом коммунальном предприятии обнаружилось после официального начала работы много недоделок: штат предприятия пока еще не укомплектован, а в жэках не реагировали на ремонтные заявки под предлогом того, что теперь эта задача переложена на новую коммунальную структуру. Комментируя сложившуюся ситуацию, мэр Харькова Михаил Добкин заявил, что идет «откровенный саботаж на местах». Горожане растерялись, не зная, к кому же теперь обращаться со своими проблемами, а тем более — кому платить за оказание жилищных услуг.
Председатель облгосадминистрации Арсен Аваков не обошел вниманием городскую коммунальную реформу. Специалистами ХОГА был проведен тщательный анализ ситуации, которая сложилась в связи с созданием и деятельностью «Жилкомсервиса». В результате была обнародована информация, что учреждение, созданное с минимальным (4000 гривен) уставным фондом, не имеющее на балансе ни одного жилого дома коммунальной формы собственности, отказалось от предусмотренной Законом «О жилищно-коммунальных услугах» процедуры заключения индивидуальных договоров о предоставлении услуг по содержанию домов и сооружений и придомовой территории, а предложило гражданам якобы альтернативный, более дешевый и быстрый вариант. Официальная позиция обладминистрации — предложенная (фактически — навязанная) городскими властями и руководством «Жилкомсервиса» схема договорных отношений с жителями города Харькова — явно противоречит действующему законодательству Украины в сфере ЖКХ и не обеспечивает надлежащий уровень ответственности исполнителя жилищно-коммунальной услуги. Губернатор отметил, что харьковчане подписывать договор с новой фирмой не хотят. В свою очередь председатель Харьковского областного территориального отделения Антимонопольного комитета Украины Виктория Нагний на заседании в ХОГА также отметила в договоре о предоставлении жилищно- коммунальных услуг КП «Жилкомсервис» нарушения. Он явно создан не в пользу горожан. Так, например, предусмотрено, что потребитель обязан проводить за свои средства ремонт квартиры, других жилых и нежилых помещений. Такие неточности в формулировке, считают в областном отделении АМКУ, могут привести к возложению на собственника квартиры дополнительных обязательств по ремонту иных нежилых помещений. «Потребители не имеют возможности определить объем предоставленных услуг и их перечень, который учтен в тарифе. Таким образом, не зная составляющих услуги по содержанию домов и их стоимости, потребитель не может составить акт-претензию и добиться начисления за фактически полученную услугу», — заявила Нагний. Рекомендации по улучшению работы предприятия были переданы директору «Жилкомсервиса», которые тот пообещал учесть.
В свою очередь губернатор Арсен Аваков обратился в прокуратуру с просьбой проверить как законность Публичного договора, заключить который в одностороннем порядке предложило населению предприятие «Жилкомсервис», так и само его создание. Такие действия губернатора вызвали негативную реакцию среди причастных к созданию «Жилкомсервиса». Секретарь горсовета Геннадий Кернес, возмутившись призывам губернатора не платить «Жилкомсервису» на основании того, что его создание незаконно, пообещал подать на Авакова в суд за клевету. По мнению городских властей, работа предприятия не зависит от штата и уставного фонда, так как оно лишь заказчик и контролер выполнения услуг. Заявления же губернатора попросту политические, основная цель которых — подорвать доверие к городской власти. Пресс-служба Харьковской фракции Партии регионов распространила заявление, что, называя «Жилкомсервис» незаконным, Аваков вторгся в сферу компетенции исключительно органа местного самоуправления и прокуратуры. Однако в обладминистрации считают, на основании 6 статьи Закона «О жилищно-коммунальных услугах», что они имеют право контролировать, кто и как оказывает услуги населению.
Областная прокуратура запросила документы КП «Жилкомсервис» на проверку, которая может продлится от 10 до 20 дней. После этого факт существования предприятия будет узаконен либо отменен.