Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Корнями в небо

Несколько тенденций современного израильского театра
27 февраля, 2007 - 19:59
ИТАЙ ТЫРАН В РОЛИ ГАМЛЕТА

Подсвечник в форме сферы, сложившейся из домиков, церквей, окон и дверей; земной шар — квартира человечества, планета без низа и верха, без краев и опоры — самый популярный сегодня сувенир Израиля.

Уменьшенное творение гениального скульптора Месери пошло в тираж. Идея и образ восприняты. Тайный смысл, зашифрованная идея, послание единящее времена материализовались. Ключ эмоций открывает кладовую смыслов. И я постиг великую тайну. Я хочу поделиться этим знанием. Возможно, это банальность для миллионов. А вдруг это станет открытием и для тебя, мой читатель! Пройдемся еще раз тропою открытий! Вместе! Маршрут — «Фестиваль — экспозиция израильского театра-2006». Кроки — спектакли для будущего корнями из прошлого.

Спектакль о пятилетней девочке, пережившей фашистскую оккупацию в польской деревне, «Смех Рет» в Тель-Авивском камерном театре оказывается сюитой детства и взросления живого классика современной еврейской литературы Нави Семела «Мелодии детства». Ноты радости, аккорды трагедии, звучащие в романе, талантливо переданы автором музыки камерной оперы Эллой Мили Шериф. На сцене двухуровневая парковая клумба — сцена для оркестра и балета. Духовики, скрипачи, танцоры, как в ярусах алтарного чина разыгрывают легкомысленные сценки в финальном разрешении приближающиеся к библейским смыслам. Разрыв с местом рождения, угроза смерти и чудо спасения, путь в незнакомую Родину, под коловерть венского вальса — магнетическая атмосфера спектакля.

Через нее пробивается прозрачно и беззвучно, как ультразвук музыка еврейской речи. В Советском Cоюзе она выюморивала тематические анекдоты, в польской «шопке» и украинском вертепе была речевой окраской. Она была мелодикой идиша. Иврит утвердил ее симфонизм. Звучит пафосно. Да и что в этом особенного. Разве не тоже самое можно сказать об армянском, украинском, литовском и других языках?. Да-да, все тоже самое. Но есть уникальная составляющая, эта музыка — подняла, повела, укрепила и направила рассеянный народ к государствообразующей сущности и возродила забытый язык предков. В Украине часто ссылаются на этот пример, умалчивая о затратах, сделавших его достойным подражания. На спектакле «Бедная тетя Фрида» вновь возникли эти размышления. Героиня ни то чтобы живет воспоминаниями детства, она даже готова признать их стариной, чтобы не выбросить на мусорник забвения. А еще лучше сделать историей своей молодой и очень древней родины. Оказывается, это большая боль, когда у Родины есть величественная история, но нет живых воспоминаний. Шелест кружев, — их демонстрируют в сцене показ мод весны 1933 года, аромат ликеров — их подносят в разнокалиберных рюмочках тех времен, пожелтевшие фото, скрип патефона, музыка еврейской речи в песнях на языке другой страны:

«Примите в дар, пожалуйста, примите!» — и восклицает внутренний голос «владельцев воспоминаний», а глаза с пониманием принимают благородный отказ.

Иерусалимский «Хан-театр» разыгрывает приeмами театра в театре мыльную историю девушки откуда-то узнавшей о наличии давно сбежавшего отца, и приехавшей разыскивать его в Израиль. Огромная семья советских израильтян, ее радушно принимает. Потом пытается выдать замуж за престарелого родственника — ловеласа, превратить в домработницу, лишить возможности уехать домой и т.д. Вместе с влюбившимся в нее соседом она совершает побег, и находит отца. Он не признается и всерьез умирает от стыда. Все происходит на фоне бесконечных празднований чего-то из прежней жизни в Армении, Белaруси, Прибалтике и Москве. Многонационально подкрашенная большая еврейская семья хохмит, поет, танцует, нормально много кушает и непривычно для окружающих много пьет. Порой смешно до слез, пряности происходящему придает все-таки мелодия еврейства, прорезающая через аромат пропитки национальных окружений.

Впрочем, до описания спектакля завершающего доказательный ряд, следует перейти непосредственно к самой догадке. Логически она не происходит из выше изложенного. На то она и догадка, а не итог.

Современный человек считает множество вещей имманентными жизни людской. И если об открывателях, например, славянской письменности или электричества, сохранились фактические данные, о тех кто открыл числа и буквы, за древностью лет, можно определенно сказать одно — евреи. У евреев же римляне заимствовали семидневную неделю с обязательным одним выходным днем. С 13 лет мы платим за детей полную стоимость билета в транспорте и место в гостинице благодаря находчивости еврейского народа, определяющего совершеннолетие не как зависящий от климата или норм морали момент, а как обретение способности детопроизводства, а значит несение ответственности за чужую жизнь. Но многое знание порождает многие страдания. Именно дарованное Богом знание и греховное пользование им, по одной из версий, стало причиной рассеяния евреев.

Догадка моя состоит в том, что рассеяние не наказание, а миссия. Смысл ее в открытии понимания единства семьи человечества, в понимании земли, как единого дома для всех на ней сущих, в признании неповторимости каждой жизни. Любая нация имеет право на государственность. Но ни одно государство не имеет права на планету. Нефть не принадлежит арабам, газ россиянам, а чернозем украинцам. Все на этой планете в равной мере принадлежит каждому из живущих на ней. И это не вопрос ревизии священного права собственности, это вопрос выживания нынешней цивилизации. Шекспировский «Гамлет» в тель-авивском «Театре Камери» именно об этом и поставлен. Где бы ни был Гамлет до и откуда бы нe вернулся Лаэрт после смерти отца, принятие на себя ответственности за продолжение и дома и рода, читайте планеты и человечества, есть, в конечном счете, вопрос цивилизационного понимания дара жизни.

Гамлет в прочтении режиссера Омри Мичигано раздрызганый, заплаканный, примчавшийся поддержать мать, перестает всех обнимать, целовать и успокаивать лишь после встречи с призраком отца. Прячась от него, он несколько раз оббегает подмостки под стенами зала. Сидящие внутри зала, как в кольце сцены, на вращающихся креслах, зрители следят за движениями артистов едва успевают перебирать ногами, чтобы зафиксировать перерождение героя. Оказывается, он атлетичен, взгляд пронзающий, слово хлесткое, голос еще чуть-чуть дрожит, на в разоблачительной сцене убийства отца он уже силен до ироничности. Сам аккомпанирует заезжим артистам, импровизирует согласно вкусам зала, и сдерживает порывы немедленной мести. Сцена с Гертрудой во всех постановках этой пьесы демонстрирует идейные устремления постановщиков «Гамлета». Важны мотивы предательства матери: Спасти собственную жизнь? Удержаться на троне?.. Наш герой, похоже, готов простить ее, что-нибудь поняв. Гертруда не просто уходит от ответа или намекает на что-то. Она ставит родительское право выше гражданского. Сын обязан принять и оправдать любое поведение матери. И сын набрасывается на мать, срывает с нее одежду, пытаясь изнасиловать ее. Таким ходом режиссер спектакля выводит трагедию на уровень цивилизационных ценностей. Современные костюмы, музыка и все та же извечная мелодика в шекспировском Гамлете на иврите. Сегодняшнее и извечное, как в каждом из упомянутых спектаклей, словно дерево растущее корнями в небо, историю веков превращает в плоды, питающие новый день.

Алексей КУЖЕЛЬНЫЙ, художественный руководитель театра «Сузір’я», специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ