В память о Джеймсе Мейсе
Благодарю за публикацию обращения к нам Натальи Дзюбенко-Мейс (статья «Политический шабаш на костях», «День», № 13, пятница, 26 января 2007г.). Нам всем необходимо защитить Джеймса Мейса, его дело, его книгу о Голодоморе от нападений, клеветы, оскорблений депутатов-коммунистов, с которыми выступил Цибенко, — тем более, что это произошло в нашей Верховной Раде. Поддерживаю обращение в суд по этому поводу.
Хочу обратиться к комитету Верховной Рады по вопросам этики — пусть депутаты дадут оценку выступлению-клевете депутата Цибенко. Защитить дело Дж. Мейса — значит защитить нашу историю, нас самих, наше будущее.
Низкий поклон пани Наталье Дзюбенко-Мейс за ее мужество.
Меня поддерживают моя сестра Виктория и мои друзья.
P. S. Спасибо «Дню» за статьи И. Лосева, В. Панченко, Ю. Щербака, О. Пахлевской, И. Дзюбы, И. Сюндюкова. Желаю успехов. Читаю «Украина Incognita» и наслаждаюсь!
Побольше воображения
Воображение обязательно должно быть у властных структур. Иначе им грозит просто погрязнуть в многочисленных конфликтах и разборках. Недаром одним из лозунгов студенческой революции во Франции в мае 1968 г. был: «Вся власть — воображению!». Вот один из примеров эффективной ныне деятельности имеющей воображение власти. В Венесуэле правительство очень просто решило проблему с мусорными завалами в стране. Мусор здесь обменивают... на продовольствие. Больше всего продуктов можно получить за металлолом, меньше всего — за пластиковые бутылки. Тем самым быстро решились сразу две проблемы: меньше стало в стране голодных, праздных, озлобленных людей и, конечно, гораздо чище стало на улицах.
P. S. Впрочем, решается еще одна, третья, насущная проблема власти — самосохранения...
Самураи или пираты?
Три джентльмена отправились удить рыбу. Уселись. Час спустя первый замечает: «Здесь будет улов». Еще через час второй: «Нет, рыбы здесь нет». Третий: «Джентльмены, прекратите ваши бесконечные споры».
25 января 2003 года «День» напечатал материал Евгения Шульги, историка из Новомосковска Днепропетровской области. Напечатал совершенно в указанном выше английском духе, ибо статьей «Самураи в степях Украины» автор полемизировал с моей работой «Карибские «казаки» и днепровские «флибустьеры», опубликованной почти годом ранее (13.04.02).
Поддерживая высокие стандарты британского джентльменства, хочу (спустя четыре года) заметить: говоря о «самураях в степях Украины», мой тезка даже не представлял тогда, насколько он был прав.
27 января сего года в «Зеркале недели» профессор Львовского национального университета Ярослав Грицак авторитетно указал: «Пограничные воины, которыми были казаки, не являются чисто украинским явлением. Этот тип встречаем повсюду — от крестоносцев до самураев. Однако, КРОМЕ САМУРАЕВ, этот тип не стал олицетворением самой страны». Так что сравнение самураев с казаками — не просто плод произвольного воображения, но почти что канон, ибо не Зарудному или Шульге, а уважаемому профессору Грицаку издательство Blackwell’s, взявшееся за реализацию проекта крупной серии «История Европы», в которой предполагается представить каждую страну, заказало «Историю Украины».
Я уже почти было смирился с тем, что Европе будут представлены «днепровские самураи», а не «днепровские флибустьеры», но неожиданно получил поддержку от правящей партии. В том же номере «Зеркала» лидер парламентской фракции ПР Раиса Богатырева в блестящей статье «Национальный прагматизм, или Эссе о будущем Украины» указывает вовсе не на самураев, а как раз на пиратов. Последние определяются в качестве мифологической составляющей успешного британского национализма, и поэтому автор предлагает использовать передовой английский опыт: «…Нужно закрепить свое место в истории и в сознании планеты. Если понадобится, то целеустремленно создать свой национальный исторический миф (…) Посмотрите — любая нация не стыдится превращать в свою гордость достаточно спорные моменты истории. Будь то БРИТАНСКОЕ ПИРАТСТВО или французский империализм».
…Году эдак в 2012 «День» вполне может опубликовать реплику в стиле: «Джентльмены, прекратите ваши бесконечные споры». Но не раньше.