«Фабрика грез» — это заманчивое название стало нарицательным не только в Голливуде, но для всего интенсивно производимого в мире кино вообще. Под хруст попкорна зритель балдеет от причудливых фэнтази, кровавых триллеров, слезоточивых мелодрам. Специальные службы и издания резво определяют рейтинги, неопровержимыми цифрами убеждая народонаселение в его, якобы, пристрастиях. Кинокритики же, киноакадемики и прочие кинопрофи открытым или тайным голосованием раздают престижные и не очень призы лучшим из лучших. По их мнению. Зрителям же остается принимать на веру их оценки. Стремглав бежать в кино, если фильм не видели. Иногда скептически пожимать плечами, если собственные и высокие оценки диаметрально расходятся.
Наш северный сосед — Россия, — всерьез включившаяся в мировую киноиндустриальную гонку по части фестивалей и премий, уж точно не отстает от мировых лидеров. В конце декабря «нашла своих героев» «Золотая деталь». В январе состоялась раздача «Золотых овенов» и «Золотых орлов». Впереди — «критические» «Белые слоны» и первая из первых премий нового времени «Ника». Справедливости ради замечу, что из двухсот произведенных в 2006-м году российских фильмов представители разных киноакадемий оперируют первой рейтинговой десяткой.
Пятый по счету «Орел» традиционно проходил на «Мосфильме». В овеянном славой и населенном «тенями великих предшественников» павильоне №1, помнящем знаменитый первый бал Наташи Ростовой. Создалось впечатление, что «Орел» подустал. Нет, присущая ему помпезность не улетучилась, но само действо было довольно вялым. Суперзвезд поубавилось, да и собственные кинолица, числившиеся в номинантах, по каким-то причинам не залетели на его яркие огни. Отсутствовал специалист по «изображению жертв» — Кирилл Серебренников. Погода, занятость или отсутствие куража, объяснили пустые места номинантов — Лии Ахеджаковой, Евгении Симоновой, Евгения Миронова и Дмитрия Дюжева. Не пришли за приготовленными им статуэтками Чулпан Хаматова, получившая премию за работу в фильме Андрея Эшпая «Многоточие», и Виктор Сухоруков, сыгравший роль второго плана в увенчанной шестью из восьми, в которых была представлена, номинаций — ленте Павла Лунгина «Остров».
Исполнитель главной роли в этом фильме Петр Мамонов, получивший «Орла», назвал «Остров» «каким-то простым кинцом, от которого, непонятно почему, вся страна плачет». Очень изменившийся, но по-прежнему эпатажный Мамонов «опустил» затянутую в смокинги публику не только своим видом — вязаная кофта, старые кроссовки, драные джинсы, —но и поверг ее в ступор своим неординарным выступлением. В запале переживаний о происходящем в стране, он назвал г-на Путина «хлюпеньким разведчиком», которому не по плечу решать глобальные проблемы народа. Народ- де сам должен решить, как избавиться от «китайского гнета». Высокая публика не знала, как реагировать на эти невнятные сентенции, а телевидение путем монтажа эту неловкость просто убрало.
Остальные четыре номинации, в которых победил «Остров»: лучший игровой фильм (продюсеры Сергей Шумаков и Павел Лунгин), лучшая режиссерская работа (режиссер Павел Лунгин), лучший сценарий (Дмитрий Соболев). Хотя, на мой взгляд, именно от сценарных провалов раскручивается изначальная неправда этого фильма. И, наконец, шикарная операторская работа безвременно ушедшего из жизни накануне церемонии Андрея Жегалова, известного зрителям также по не менее качественной работе в фильме «Кукушка». О фильме «Остров», впервые показанном на открытии «Кинотавра-2006», наша газета подробно писала в репортажах сфестиваля.
Получая «птичку» за лучшую женскую роль в фильме Евдокии Смирновой «Связь», Анна Михалкова пошутила: «Вот, теперь все скажут, что папа наградил».
Не остался за рамками внимания киноакадемиков и «первый фильм года» — «Дневной дозор». Правда, «Орлы» достались лишь режиссеру монтажа (Дмитрий Киселев) и звукорежиссерам (Сергей Карпенко, Иван Титов, Юлий Ягудин, Александр Вартанов).
Заблудившийся на пару лет по дороге к зрителю, довольно вялый фильм «Далеко от Сансет- Бульвара» (режиссер Игорь Минаев) был отмечен благодаря работе художника по костюмам Эммы Бегляровой.
Среди телефильмов лидером стала работа Глеба Панфилова «В круге первом». Лучшую женскую телероль в этом же фильме сыграла Инна Чурикова. В сериалах победителем стал «Доктор Живаго» (режиссер Александр Прошкин): его художник-постановщик Виктор Юшин и сыгравший в этой телеэпопее Олег Янковский.
«Золотой Орел» не обошел своим вниманием ни анимацию («Капитанская дочка» Екатерины Михайловой), ни документальное кино («С Романом Карменом… путешествие в молодость» Виктора Лисаковича).
«Возвращение» Педро Альмодоваро стало лучшим иностранным фильмом.
Под занавес идеолог «Золотого Орла», киновенценосец Никита Михалков в буквальном смысле на руках вынес на сцену маленького, но великого Романа Полански, чтобы вручить ему приз «За вклад в мировой кинематограф».
Интересно, насколько оригинальными окажутся академики «Ники»?!.