Украинское общество уже давно поняло, что детские приюты и интернаты — не лучший способ воспитания будущего нации. Недавно к такому выводу пришли и в соответствующих властных кабинетах. По инициативе Украинского фонда «Благополучие детей» и при содействии Министерства по делам молодежи, семьи и спорта, Государственной социальной службы для детей, местной власти различных уровней в 2004 году началась реализация проекта по реформированию системы заботы о детях. Его результаты, обнародованные вчера, показали: темпы преобразования приютов и интернатов в дома семейного типа уже за несколько лет позволят сказать, что в Украине нет детей без родителей.
Реформирование ухода за детьми, оставшихся без родителей, проводилось в четырех областях Украины. «За это время благодаря переходу на семейные формы воспитания семью получили 1302 ребенка. Считайте, что мы таким образом закрыли по меньшей мере четыре интерната, — говорит заместитель министра молодежи, семьи и спорта Светлана Толстоухова. И действительно, по данным министерства в 2006 году была усыновлена или взята под опеку половина всех усыновленных в Украине детей. Этот факт называют прямым следствием введения государственной программы реформирования заведений для детей-сирот, принятой в мае прошлого года. Если все будет идти по плану, то к завершению программы — в 2017 году в Украине почти не останется интернатов в нынешнем понимании этого слова.
Отдельное внимание во время реализации проекта было уделено подготовке приемных родителей по адаптированной для Украины программе «ПРАЙД». Ведь для усыновления ребенка одного желания мало. Мало и самих денег: нужны, в первую очередь, навыки работы с детьми, которые побывали на улице. За три года теоретические знания по обращению с детьми приобрели 290 родителей- воспитателей. На специальных сессиях кандидатов в родители учили оберегать и защищать ребенка, понимать и удовлетворять его потребности, укреплять связи с семьей и тому подобное. «Дети прекрасно понимают, что потеряли родителей. Поэтому, попав в новую семью, сначала радуются, — говорит директор организации Stichting Op Kleine Schaal Роб ван Паже. — Но впоследствии ребенок начинает испытывать свою новую семью: а готовы ли они прощать мне? Не выгонят ли меня, когда я что-то разобью или сломаю? Поэтому, в первую очередь, надо научить родителей, как вести себя в сложные периоды».
Проект прошел успешно и заслуживает продолжения, в чем уверены как его организаторы, так и многодетные семьи. О перспективах детей, которые остались без родительской опеки, многое говорят результаты социологического опроса, проведенного Институтом социальных исследований им. О. Яременко в областях, где вводился проект. Как показал опрос, более две трети опрошенных сочувствуют детям, которые воспитываются в интернатных заведениях, и только каждый двадцать пятый имеет предубеждение в отношении сирот, поскольку видит в них потенциальных правонарушителей. Вместе с тем, жалостливые украинцы почти ничего не знают о нынешнем реформировании системы заведений опеки — только 5% респондентов осведомлены в этом вопросе, остальные — слышали в целом или не слышали о таком вообще. Почти 70% украинцев считают, что популяризация усыновления детей гражданами Украины будет содействовать реформированию, еще 79% делают ставку на поддержку создания и функционирования приемных семей и детских домов семейного типа, две трети опрошенных уверены, что нужно прежде всего помогать семьям в сложных жизненных обстоятельствах, чтобы дети не попадали в интернаты.
Но, очевидно, украинцы до сих пор мало информированы об одиноких детях, о том, как можно им помогать. На ключевой вопрос — а что можете и хотите сделать для них именно вы? — потенциальные родители почти в один голос ответили «не хочу». Усыновить ребенка, создать дом семейного типа, стать опекуном или хотя бы воспитателем хотят не более 5 % опрошенных. Хотя и это нельзя назвать достижениями, учитывая, какое количество финансовых и социальных проблем должны решать обычные украинцы.