Вчера министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко, а также его заместитель Юрий Недашковский встречались с руководством компании Holtec International. Речь шла о перспективах сотрудничества в области ядерной энергетики и, в частности, в деле строительства хранилища отработанного ядерного топлива. Кроме президента и главного исполнительного директора Holtec International Криса Сингха и главного представителя компании в Украине Николая Кононцева, во встрече принял участие также посол США в Киеве Уильям Тейлор. Хорошо бы и Украине иметь такое влияние в мире и таких послов, которые столь близко к сердцу принимают проблемы отечественных компаний и столь эффективно помогают их решать.
Впрочем, дело тут не столько в интересах американской компании на украинском рынке, сколько в том, способна ли Украина в конце концов решить проблему хранения ядерных отходов. Тем более, что к этому подмешиваются интересы определенных бизнес-групп, имеющих мощное политическое влияние в нашей стране.
В разделе атомного пирога сегодня каким-то образом задействованы все основные политические силы страны. С одной стороны — это, конечно, коалиция и правительство, которые имеют возможность действовать под флагом поддержки отечественного производителя. (Как сообщало «Радио «Свобода», украинский участник конкурса, ЗАО «Укратомэнергострой» выполнял лишь роль официального представителя украинского консорциума. «На самом деле же, он отстаивает интересы Новокраматорского машиностроительного завода, который и подал заявку на участие в тендере. Почетным президентом НКМЗ был и остается Георгий Скударь, член фракции «Регионы Украины» в Верховной Раде и третий номер предвыборного списка Партии регионов», — отмечало «Радио «Свобода»). Естественно, на правительственной стороне (не исключено даже, что в роли одного из главных игроков) главный украинский «атомщик» Андрей Деркач, пересевший в свое нынешнее кресло прямиком из фракции социалистов и, наверняка, не без помощи главы парламента Александра Мороза.
Именно Деркач поставил под сомнение решение о том, что строительством атомного хранилища будет заниматься Holtec. Еще будучи народным депутатом, он не раз ставил под сомнение соглашение с этой компанией. Им инициированы законы, согласно которым перед началом строительства нужно провести местный референдум и получить разрешение Верховной Рады. Сложность процедуры до сих пор не позволила компании Holtec, с которой НАЭК «Энергоатом» (Юрий Недашковский) еще весной подписала контракт на сооружение хранилища, приступить к его выполнению. Более того, похоже, парламент в его нынешнем составе будет настроен его заблокировать, поскольку может прислушаться к ведущему парламентскому эксперту в этой области Владимиру Бронникову, вместе с Деркачом отстаивающим идею не одного, а трех хранилищ — на всех, кроме Запорожской АЭС, где оно уже действует, атомных станциях. Это — заведомо более дорогостоящий проект, который, к тому же, не дает пока никаких преимуществ отечественным производителям, поскольку все тендерные процедуры еще впереди. Вместе с тем понятно, что сроки ввода таких необходимых стране сооружений сильно оттянутся, хотя Украине очень скоро придется вывозить свои отходы из России, где они находятся на временном хранении.
Совершенно неожиданно в атомный спор на антиамериканской стороне в феврале минувшего года вмешалась Юлия Тимошенко и даже была уличена Holtec во лжи. Об этом же заявило и посольство США. Как говорилось в его сообщении, это соглашение предоставляет Украине безопасный и экономный способ решения проблем с ядерными отходами, а этот проект, по мнению американских дипломатов, окупится за два года и в то же время улучшит энергетическую безопасность Украины в целом. В посольстве опровергали информацию о ненадежности компании Holtec и отказе в лицензии на ее деятельность в США. В ходе компании по опровержению утверждений Тимошенко г-н Сингх пояснял, что условия контракта предусматривают использование хранилища для хранения ядерного топлива только из украинских реакторов, а не с иностранных, как это утверждала Тимошенко. «Это неправда. Не будет никакого иностранного топлива. В контракте не упоминается о топливе из других государств. И это хранилище, которое мы будем строить в Украине, не будет для иностранного топлива. Это исключительно для отработанного топлива из украинских атомных реакторов», — говорил Сингх. Можно предположить, что какая-то подобная дискуссия в отношении сооружения хранилища состоялась в США во время пребывания там премьер-министра Украины Виктора Януковича и наши визави получили «четкий» ответ о том, что украинская сторона заинтересована в самом тесном сотрудничестве в этом вопросе. Тем не менее Деркач, как известно, специфический орешек. И его отсутствие на вчерашней встрече в Минтопэнерго может говорить о многом. В том числе о предстоящей отставке. Все-таки — атомное хранилище это далеко не игрушка для амбициозных политиков, время от времени заключающих самые экзотические союзы.
КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР
«Предложенный американской компанией механизм финансирования проекта по созданию ХОЯТ является очень привлекательным», — заявил после окончания встречи Юрий Бойко. «Через две недели мы будем готовы доложить о согласованном с нашими коллегами графике работ», — сказал он.