Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Евангелие» от Караманова

Его музыку Альфред Шнитке назвал посланием всему человечеству
12 декабря, 2006 - 20:07
МАЭСТРО ЗА РАБОТОЙ / ФОТО ИГОРЯ СИЛИНГА

— Вам известно, как пишет Алемдар Сабитович?

— Он никогда не пишет за инструментом. Может гулять, вслушиваясь в мелодии города, леса, поля, улиц, в мир, в шелест, звуки, крики, гром, лязг, в себя, а потом говорит: «У меня голова как будто раскрывается, и там звучит новая музыка». Вот тогда он садится и записывает партитуру. Алемдар Сабитович, кстати, не может слушать чужой музыки. Он не хочет, чтобы в его естестве с его ритмами и мелодиями смешивались другие ноты. Он бережет свою композиторскую первозданность.

— Караманов широко известен и как автор «Гимна Крыма», о котором существуют неоднозначные мнения. Как вы считаете — это успех или неудача композитора?

— Один музыкант как то сказал: «Алемдар, ты написал не «Гимн Крыма», а «Гимн ООН». В этом произведении гениальная музыка. Там весь Алемдар — восточные «перлы» и полиритмия, там есть чувство разных эпох. Но когда Ольга Голубева написала стихи, то ритм текста непросто лег на музыку. «Гимн» спасла гениальность певца Юрия Богатикова.

— Алемдара Сабитовича можно назвать признанным композитором в мире. Но в чем причина того, что он не стал таким популярным в Украине и в бывшем СССР, как другие композиторы-шестидесятники?

— Музыка Караманова гениальная! Он в музыку не входил, а ворвался. Но, понимаете, у него форма любого музыкального произведения, начиная от детских пьес и кончая симфониями, ораториями, такова, что ее надо уметь выстроить при исполнении. Для этого надо иметь образование и чутье. Я слушала его рондо, его баллады — и только редкие музыканты смогут донести до слушателя глубину этих произведений. Признание Караманова пришло к нам из-за рубежа. Подтверждается крылатая фраза о том, что «нет пророка в своем отечестве. Интеллектуальная музыка должна войти в человека через какое-то время. В Караманове соединилась вся сложность и противоречивость шестидесятничества. Знаменитые Губайдуллина, Шнитке, Денисов — это его сокурсники. Караманов как бы мессия в музыке. Он родился таким. Когда он учился в Московской консерватории и в аспирантуре, то Шнитке говорил, что когда мы чему-нибудь только учились, то Алемдар это уже умел. Когда говорят, что Караманов религиозный композитор, потому что многие его произведения написаны по мотивам божественных книг, то это не совсем правильно. Композитор только использует в своих произведениях божественную форму, а содержание его сочинений — это душа современного человека во всей ее сложности.

— Какая причина того, что Караманов возвратился в Крым из Москвы?

— Потому что он никогда не был номенклатурщиком. Алемдар никогда не приспосабливался, не искал себе места под солнцем, а просто творил. Он все бросил в Москве, когда понял, что там задыхается. Когда он вернулся в Крым, то сумел избежать влияния авангардизма в музыке (он как бы сразу стал классиком). В Крыму композитор переродился. Алемдар принял христианство, крестился в уже зрелом возрасте (закончив консерваторию). Именно в Крыму Караманов написал «Совершишася» и «Бысть». В Симферополе он просто творил, как не мог этого делать в Москве. Именно в Крыму начался новый период его творчества.

— Есть у Караманова школа?

— В прямом понимании нет. Он не педагог, а композитор-творец. Алемдар Сабитович не объясняет, почему именно так, а не иначе он написал то или иное произведение. Музыковеды находят в его музыке массу новшеств, например, соединение одно из них — поглощение минора мажором и другие оригинальные приемы…

— Над чем сейчас работает Алемдар Сабитович?

— Он написал оперу на текст крымского поэта Валерия Чепурина. Это уже второе такое сочинение, первое было лет двадцать назад. Алемдар Сабитович полон творческих замыслов.

— Какова атмосфера вокруг него, она способствует творчеству, его окружают понимающие его люди, у него нет конфликтов?

— Алемдар Сабитович абсолютно бескорыстный и бесконфликтный человек. Я бы назвала его большим ребенком. Атмосфера у него благоприятная только несколько лет. Теперь композитор живет в нормальных условиях благодаря его сестре, которая смогла убедить бизнесмена Романа Абрамовича, и он выделил несколько грантов для развития творчества Караманова. В последнее время музыку Алемдара Сабитовича стали чаще исполнять, и это принесло комфорт в его жизнь. Он не умеет просить, никогда ничего не требует. Власть никогда не помогала жить автору «Гимна Крыма». Если бы видели, как он жил до 1999 года! У композитора отключали за неуплату отопление, телефон, пол в квартире провалился, но все это не беспокоило Караманова. Он человек совсем другого мира, он Композитор с большой буквы, творец, не обращающий внимания на быт. Однажды я нашла его детскую рукопись — аккуратненько написаны гениальные ноты. Я решила купить ноты для музея школы, и говорю: «Алемдар Сабитович, сколько бы вы хотели, чтобы мы заплатили за эту рукопись?» Он отвечает: «Сто!». Я говорю: «Сто — чего?» Он: «Нет, тысячу!» Я говорю снова: «Тысячу — чего?» Он тогда покосился так на меня и говорит: «Ну что вы, возьмите просто так!». В этом весь Караманов.

СПРАВКА «Дня»

Алемдар Караманов родился в сентябре 1934 года в Симферополе, где поселились его отец, выходец из Турции Сабит Караманов, и мать — Полина Величко, жительница села Кореиз. Отец — выпускник Коммунистического университета в Москве, налаживал новую жизнь в Крыму, в частности в Бахчисарае. Поэтому сына назвали Алемдар, что значит «впереди несущий знамя». В 30-х годах Сабита Карамановa сняли со всех постов, он был морально раздавлен, но может быть потому, что он оставался гражданином Турции, его не репрессировали. Однако в 1944 году он был депортирован из Крыма, в 1945 году репрессирован, 1953 году освобожден, в 1955-м скоропостижно умер. Десятилетний Алемдар вместе с бабушкой, матерью, сестрой и братом оставался в Крыму. С пяти лет он сочиняет музыку, к девяти завершил оперу и несколько сонат. В 1953 году одаренный выпускник Симферопольского музучилища приезжает в Москву. Его берут сразу. После окончания он поступает в аспирантуру. За десять лет пишет десять симфоний. Михаил Ромм показал ему кадры еще не смонтированного фильма «Обыкновенный фашизм» и Алемдар Караманов написал музыку к нему. Москва тех лет — это подъем шестидесятничества. Но с другой стороны — рецензирование художественных произведений при помощи бульдозера, гонение на Пастернака, неистовые проработки интеллигенции Никитой Хрущевым. И Алемдар Караманов уезжает в Крым. Сам Караманов рассказывал, что к 1964 году он завершил цикл из шестнадцати фортепианных фуг. Для дальнейшего творчества ему нужны были «тишина, одиночество, таинство неба». В Крыму он встретился с Георгием Бостремом. Беседы композитора и художника привели к откровению Евангелия, и Караманов начинает писать «божественную» музыку. 1965 и 1966 годы были целиком посвящены написанию «Совершишaся». В 1967 году появилась месса «Stаbаt Mater», про которую Альфред Шнитке сказал, что «это послание всему человечеству». В 1976—1981 годы рождается шесть симфоний «Бысть» по Апокалипсису.

В 2000-м году Алемдар Караманов стал лауреатом Национальной премии им. Т. Г. Шевченко.

Никита КАСЬЯНЕНКО, Симферополь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ