Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Читай музыку по губам

Проект для глухих детей заканчивается. Нужен спонсор
12 декабря, 2006 - 20:07
СВОБОДА, НЕМНОГО УВЕРЕННОСТИ — И ЗАГОРАЮТСЯ МАЛЕНЬКИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЗВЕЗДЫ / КУБИНСКАЯ РУЭДА — СПЕЦИАЛЬНЫЙ ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ ТАНЕЦ. ТУТ ВАЖНО ОЩУЩАТЬ ПАРТНЕРА И ЧИТАТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ ДВИЖЕНИЕ ПО ГЛАЗАМ

Правда, странно — танцевальный кружок для глухих детей? Однако уже в течение трех месяцев полтора десятка маленьких киевлян с дефектами слуха посещают специализированные занятия по латиноамериканским танцам в социальном проекте «Театр движений». Врачи говорят, что такая активность улучшает деятельность вестибулярного аппарата, развивает пластику и помогает быстрее начать разговаривать. В начале проекта, в сентябре, сюда приходили приблизительно 20 детей, сейчас их немного меньше — 12.

Два часа физических упражнений и для здорового первоклассника многовато. Тем не менее пятилетний Андрюша и восьмилетний Леша выдерживают весь урок без проблем. «Устал, я устал», — повторяет время от времени самый маленький хитрец, а когда воспитательница его отпускает — хватается за принесенный из дома игрушечный автомат и носится с ним по залу.

Андрюше в феврале исполнится шесть лет. Не то чтобы он слишком усердно занимался, но и ленивым его назвать нельзя. Пока мама сидит в зале, малыш не может успокоится — все время отвлекается. «Я даже не знаю, получается ли у него хоть что-то, — рассказывает мама. — Пока смотришь — как будто танцует, отвернешься — шалит. И наоборот». Значит, получается, схватывает все на лету — это и преподавательница может подтвердить. Только шустрый очень, другие за ним не успевают — вот он и отвлекается. «А ну-ка, не балуйся! Кому говорю!» — опять мама малышу. Андрюшка понимает, что им недовольны, бежит к маме, обнимает ее, утыкаясь лицом в плечо. «Если не хочешь танцевать, так идем отсюда?» — мама Андрею. Тот качает головой, что не согласен, и опять бежит в круг к детям — прыгать свою румбу.

Разговаривать с полуглухими детьми не так уж и сложно. Во-первых, почти все читают по губам — хотя и только украинскую речь, а во-вторых — кое-что все-таки слышaт. «Если включить музыку погромче, то все нормально, — рассказывает преподавательница Татьяна Бурбега, — к тому же мы с ними разработали дополнительную систему знаков — для определенных движений во время танца. У нас почти полное взаимопонимание». Чтобы школьникам и дошкольникам было интереснее, для них подбирали специальные, групповые танцы — такие, чтобы у каждого была своя важная роль. «И румба, и руэда не очень сложные композиции, как раз такие, чтобы постепенно развивать координацию движений, — рассказывает преподаватель Алексей. — В нашем танце важно, чтобы дети следили за движениями друг друга, чтобы действовали синхронно. Уже почти все выходит так, как надо».

Первые 40 минут занятия — репетиция и повторение основных элементов танца. Преподаватели по очереди танцуют то с одним, то с другим, руэда — танец парный. «А ты говоришь, у нее не получается. Да ты посмотри, как наша Настя двигается!» — поощряет учитель. Еще пять минут — и основные элементы отработаны, дважды повторены. Устали не все, но самым младшим нужно отдохнуть — для них лишние нагрузки вредны.

Детям раздают сок и разрешают отдохнуть минут десять. Зал наполняется беспорядочной детской беготней и шумом. Дети есть дети, что для них усталость? Допили соки, отставили пустую посуду — и опять танцевать, теперь уже под музыку. В разнообразных ритмичных па проходит еще полчаса... Как будто только что начали, а уже в дверь по очереди заглядывают родители. Пора домой или... к врачу.

Собственно, двух маленьких танцоров сегодня на занятии нет — у них сложные операции. Еще несколько не успевают на занятие из-за других важных дел. «Театр движений» — программа бесплатная, и потому еще более привлекательна для родителей. Посчитайте сами: слуховой аппарат, который предлагает детям с дефектами слуха государство — один раз в три года и не самого лучшего качества. Хорошее устройство стоит больше пяти тысяч гривен, а оборудование — едва ли не наименьшая статья расходов семьи с ребенком-инвалидом. И к школе нужно подготовить, и вне школы. «Только по субботам успеваем. В понедельник — логопед, во вторник — сурдоперевод, в среду — плавание, и так каждый день», — рассказывает одна из мам.

Мамы действительно уже готовы платить за продолжение танцевального курса деньги. «Конечно, было бы хорошо продолжать занятия, — говорит преподавательница Татьяна Бурбега. — Но проект заканчивается, заканчиваются деньги, и, наверное, нам придется брать с родителей около 100 гривен в месяц — чтобы содержать помещение и оплачивать работу учителей». Перспективы найти бесплатное помещение, конечно, есть, но не слишком обнадеживающие. Родителей же больше волнует то, как изменились их малыши. Стали более общительными. Кое-кто действительно начал лучше говорить. Кто-то по-настоящему увлекся танцами и видит в этом свое будущее. Неужели же в миллиардном бюджете Киева не отыщется копеек для того, чтобы и глухие дети слышали музыку?

Ольга ПОКОТИЛО, фото Бориса КОРПУСЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ