Премьер-министр Украины ранее заявлял, что квотирование экспорта зерна, возможно, будет отменено после того, как Министерство аграрной политики отчитается перед Кабинетом Министров о выполнении плана по обеспечению государства необходимыми запасами зерновых. По-видимому, министерство с этой задачей еще не справилось. Как бы там ни было в конце минувшей недели Украина установила наконец новые квоты на экспорт зерна. До конца текущего маркетингового года зернотрейдеры получили право продать 1106 тысяч тонн, в том числе пшеницы и ржи — по 3 тысячи тонн. Квота на экспорт ячменя составляет 600 тысяч тонн, кукурузы — 500 тысяч тонн.
Одновременно правительство отменило прежние квоты, введенные постановлением от 17 октября (тогда за рубеж предусматривалось продать 1603 тыс. т, в том числе 400 тыс. т пшеницы, по 600 тыс. т ячменя и кукурузы и 3 тыс. т ржи).
Как ранее отмечали представители Министерства аграрной политики, новые квоты не учитывают ранее выделенные, если только последние были использованы. Помимо того, правительство создало комиссию из восьми человек по рассмотрению заявок на выдачу лицензий на экспорт зерна и распределению квот во главе с первым заместителем министра экономики Сергеем Романюком. Его заместителем в комиссии назначен заместитель министра аграрной политики Иван Демчак. В состав комиссии вошли также представители Минюста, ГлавКРУ, Гостаможслужбы, Минфина, народный депутат Сергей Рыжук, а также глава Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко.
Согласно утвержденному этим же постановлением порядку выдачи лицензий на экспорт зерна и распределения квот, 80% квот распределяется между заявителями, экспортировавшими зерно последние три года пропорционально объему их фактического экспорта за этот срок в соответствии со справкой Гостаможслужбы. Оставшиеся 20% квоты распределяются между другими претендентами пропорционально объему зерна, заявленному для экспорта. Для компаний, ранее уже получивших лицензии, новая квота будет уменьшена на объем ранее полученной.
После объявления о начале регистрации заявок на веб-сайте Минэкономики комиссии отводится 15 дней на распределение квот и опубликование своего решения на этом же веб-сайте. Характерно, что решения комиссии имеют рекомендационный характер для принимающего окончательное решение Минэкономики. Правда, министерство, в случае игнорирования мнения комиссии должно сообщить заявителю обоснованную причину отказа в выдаче лицензии.
Между тем экспортеры считают объемы квот искусственно заниженными. Решение правительства о квотировании подвергли критике также Президент Украины и международные финансовые организации.
Еще за день до принятия названного постановления Мировой банк сделал достоянием гласности свой отчет относительно квот для экспортеров зерна в Украине, подготовленный совместно с Немецкой совещательной группой для украинского правительства. Этот документ исследует влияние квот на цены на зерно на внутреннем рынке, защиту прав потребителей, доходы от экспорта и инвестиции в зерновой сектор. Мировой банк утверждает, что квоты являются неэффективными в защите национальных потребителей от роста мировых цен на зерно, недейственными, поскольку они приводят к большим потерям доходов от экспорта и являются особенно впечатляющими с точки зрения коррупции, которая будет иметь отрицательное влияние на инвестиционную привлекательность Украины.
По мнению Мирового банка, внедрение квот представляется неоправданным, поскольку внутреннего предложения зерна вполне достаточно для покрытия всех внутренних потребностей, а также значительного большего экспорта в сравнении с оценками правительства. В этом году производство зерна намного превысило средний показатель за последние десять лет, и большие начальные запасы способствуют эффективному снабжению зерном в 2006/2007 торговом году.
Как считают эксперты банка, украинские потребители продуктов питания мало что выиграют от внедрения квот. Несмотря на то, что цены на пшеницу остаются стабильными, цены на муку и хлеб на самом деле выросли со времени объявления о квотах. На практике в конечной стоимости хлеба цена на пшеницу составляет лишь определенную часть. В то же время снижение цен на корма, как ожидают эксперты, существенно не скажется на ценах на мясо и молочные продукты.
Кроме того, как отмечается в докладе, система квотирования закладывает большие потери производителей зерна и существенным образом влияет на доходы от экспорта. Общий объем утраченных доходов от экспорта зерна до конца 2006 года, по мнению авторов доклада, составит $300 миллионов, тогда как прогнозируемое снижение цен производителя почти до $25 за тонну может привести к кумулятивным потерям сотен миллионов долларов. Доля малообеспеченных, работающих в сельском хозяйстве Украины, превышает средний показатель по стране, поэтому сокращение доходов производителей зерна может на практике усилить, а не уменьшить уровень бедности, делает вывод Мировой банк. По мнению его экспертов, управление системой квотирования представляется сегодня очень не прозрачным, что создает возможности для коррупции. Компании, которые могут обеспечить экспортную квоту, сейчас могут получить прибыль в $25 на тонне (эквивалент утраченного дохода для производителей). Возможными являются дополнительные потери в связи с имеющимися стимулами к контрабанде зерна из страны. Отрицательное влияние квоты на зернопроизводителей и трейдеров, а также риск коррупции имеют отрицательное влияние на инвестиционную репутацию Украины.
«Наша рекомендация — отменить квотную систему как можно скорее», — сказал Пол Бермингхем, директор Мирового банка в делах Украины, Беларуси и Молдовы. — Хотя эти рыночные интервенции были осуществлены с добрым намерением гарантировать безопасность продуктов питания и защитить внутренних потребителей от роста мировых цен на зерно, они не достигнут поставленных целей. В противовес этому мы бы рекомендовали альтернативные меры, которые будут защищать бедные слои населения от повышения цен на продовольствие, включая денежные трансферты незащищенным гражданам».