Украинское ТВ уже давно отказалось от того, чтобы показывать зрителю события из сферы искусства, такие как художественные выставки (на экране обычно невозможно разглядеть ни одной картины или скульптуры), выступления наших знаменитых хоров или известных в мире певцов, не говоря уже о симфонических концертах или о такой «недоступной» современному ТВ роскоши, как премьерные спектакли. Причина понятна: главной целью телевидения сегодня является не информирование или воспитание, и даже не развлечение зрителя, а, как всем известно, добросовестное обслуживание рекламодателей (что во много раз выгоднее, чем какие-то там художественные «выдумки»). Есть все признаки того, что эта тенденция с течением времени будет усиливаться, и вскоре коммерческая реклама начнет потихоньку сталкивать с экранов даже политические программы. И придется нашим политикам, чтобы быть услышанными, примешивать к своим телевыступлениям хорошие куски рекламы (которую можно будет подбирать «по интересам» политиков).
Но сегодня речь идет о другом — о событии, освещенном нашим телевидением более менее подробно, хоть и неочень профессионально — о так называемом «Венском бале», прошедшем на этой неделе в Национальной опере Украины и показ которого вызывает немало вопросов, наводит на грустные мысли. По той причине, что этот яркий праздник для «избранных, званых» (если не сказать богатых) состоялся именно в то время, когда значительная (преобладающая?) часть населения Украины пребывает в самом худшем настроении, и жить ей тяжело и неуютно: люди запуганы повышением тарифов на воду, газ, электричество, жилплощадь, на хлеб, картофель и яйца — собственно, на все. А впереди — зима, гололед, морозы, дневная темнота.
А в то же самое время на экране ТВ, как на другой планете или, во всяком случае, в другой стране, людям демонстрируют блеск, музыку, танцы; мужчин и женщин в дорогих нарядах (или почти без них), сияние бриллиантов, заморские напитки и закуски. Весьма существенно и то, что значительная часть показанных камерами ТВ мужчин — политики, от которых именно и зависит благосостояние общества в целом. Можно себе представить, что ощущает старый, одинокий, беспомощный человек или молодая женщина, зарабатывающая себе и детям на хлеб торговлей где-нибудь на базаре в холод и под дождем, глядя на этот бал — бал победителей, уже достигших в своей жизни всего, включая прославленный в мире Венский бал!
Не нужно кому-то доказывать, что каждый человек — и богатый тоже — имеет все права развлекаться, как он хочет и в соответствии со своими вкусами и финансовыми возможностями. Речь о другом. О том, что в определенные времена — тогда, когда значительная часть общества бедствует, когда пропасть между бедностью и богатством достигла опасных размеров, когда, наконец, на стене в банкетном зале появляется угрожающее библейское «Мене, Текел, Фарес», абсолютно неэтично публично демонстрировать свое богатство, свои финансовые возможности, своих увешанных драгоценностями женщин и свои фуршеты. Неэтично и к тому же опасно.
Это тем более излишне, что кроме демонстрации туалетов и довольно мешковатых танцев гостей, на этом «Венском» балу в общем не на что было и посмотреть. И хотя несравненная Катя Осадчая ревностно выполняла свое профессиональное дело, ее репертуар, как всегда, строго ограничивался ревизией туалетов присутствующих дам, их драгоценностей и интимной жизни; а в первую очередь — презентацией собственного наряда. Что же касается самих дам, то лучше всего описать их словами Николая Гоголя: «Дамы города N были несколько полны, но одевались столь искусно и имели такое приятное обращение, что полноты никак нельзя было заметить!».
А вот о музыке, исполнявшейся оркестром Национального радио и ТВ, о профессиональных исполнителях — певцах и танцорах, не было сказано почти ничего. Не говоря уже об истории Венского бала, в которой есть много чего интересного.
Венский бал, как известно, является благотворительной акцией: деньги, вырученные за довольно дорогие билеты, пойдут на помощь бедным или больным (интересно заметить, что киевские билеты в десятки раз дешевле венских). Однако особого упоминания об этом благородном жесте не было: какая сумма была выручена, в какие заведения пойдут эти деньги и кто отвечает за их соответствующее использование — все это осталось за кадром. Между тем, если бы ТВ сделало акценты на благотворительности, а не на туалетах «дам, просто приятных и приятных во всех отношениях», это значительно улучшило бы отношение телезрителя к Венскому балу, к этим «богатым».
P.S. То, что в Украине и в других странах называется «Венский бал», ведет свою родословную от «Венского оперного бала». Когда-то это был средневековый городской праздник, постепенно превратившийся в ежегодное международное событие. Балы Австрии весьма отличаются от «венских балов» в других странах в частности тем, что в Австрии танцует не только самый богатый класс, но и люди всех социальных слоев, профессий и возрастов, «сценами» для которых становятся городские клубы, ресторанчики, кафе. Танцуют также дети, которых и сегодня по традиции учат в школах соответствующим «бальным» манерам и танцам; не игнорируют бальную атмосферу и австрийские пенсионеры и домохозяйки. Каждый танцует вальсы, польки, галопы как может: в своем кругу и в соответствии со своим социальным положением.
И еще одно. Далеко не во всех странах верхняя прослойка общества любит так безоглядно и беспардонно демонстрировать «городу и миру» свое богатство, свои финансовые возможности, как мы видим это в Украине. В некоторых европейских странах придерживаются правила: «Когда народ живет плохо, верхушка не может кичиться богатством, не может жить в роскоши, ездить на дорогих машинах». Высокий пример этого подал, например, король Швеции Густав ХVI, ездящий по своим делам по столице на велосипеде (в частности, для примера своему народу). В общем, нормальные интеллигентные люди никоим образом не спешат создавать вокруг себя ярмарку тщеславия или «пир во время чумы» на глазах у своего народа.