Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вагнер и Украина

В Доме ученых прошел вечер, посвященный 10-летнему юбилею Киевского вагнеровского общества
6 декабря, 2006 - 20:02
ВЫСТУПАЕТ ЛЮДМИЛА ВОЙНАРОВСКАЯ / ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО

Творчество Рихарда Вагнера, открывшее новую главу в истории мирового театра и музыкального искусства, давно преодолело границы пространства и врмени. Сегодня о композиторе пишут и говорят так же много, спорят так же горячо, ставят на разных оперных сценах так же часто, как и 100 лет назад.

Началом его все возраставшей популярности стало открытие летом 1876 года уникального театра нового образца в живописном баварском городке Байройте, куда съехалась политическая и культурная элита со всех стран и континентов. Уникальным оказалось и поставленное в этом театре произведение, нисколько не похожее на все созданные до этого оперы. Композитор и поэт в одном лице, Вагнер назвал его тетралогией «Кольцо нибелунга». Представление, рассчитанное на четыре вечера, объединило в один цикл мифологический сюжет, повествующий об истоках мирового зла, о роковой силе золота, о предательстве, коварстве, властолюбии и о животворящей силе любви, которая остается единственной неуничтожимой ценностью после финальной вселенской катастрофы.

Столь грандиозный замысел, как строительство театра со специальной целью представить публике создававшуюся в течение двадцати шести лет тетралогию, не мог бы осуществиться, если бы в гений Вагнера не поверили наиболее чуткие его современники. Первым в их числе был его друг Ференц Лист. Решающую роль в судьбе композитора сыграла встреча со страстным поклонником его искусства, юным баварским королем Людвигом XI, который станет неизменно оказывать ему помощь и поддерживать все его начинания. Но помимо знаменитых и знатных людей простые любители искусства разных стран начали объединяться, чтобы способствовать постройке театра и реализации всего грандиозного проекта. Внося посильную материальную лепту, члены первых вагнеровских обществ получали право присутствовать на первых представлениях тетралогии. Так в преддверии открытия первого фестиваля в Байройте родилось движение, которое постоянно разрасталось и ширилось, включая в свои ряды все новых вагнеровских поклонников.

Прошло 113 лет со дня смерти композитора, и волна мирового вагнеризма докатилась до украинской столицы. В ноябре 1996 года под гостеприимным кровом Дома ученых впервые собрались вместе профессионалы и любители, заявившие о создании Киевского вагнеровского общества. Оно стало третьим подобным объединением в Украине после Львова и Харькова и сто шестым на карте интернационального вагнеровского движения. Вскоре о появлении нового отряда поклонников Вагнера узнали в Байройте. Общество прошло регистрацию в интернациональном центре во Фрайбурге, куда стекается вся информация, где регулярно выпускается журнал текущих новостей и публикуются ежегодные отчеты о деятельности вагнеровских обществ разных стран мира.

Те, кто приходят в каждую последнюю субботу месяца в Дом ученых на вагнеровские собрания, узнают не только о творчестве самого Вагнера, о постановках его произведений на разных оперных сценах. Здесь можно узнать, чем живет современный оперный театр, как связаны его новейшие тенденции с историческими традициями. Об этом рассказывают не только профессиональные музыковеды. С интересными докладами и сообщениями выступают и любители искусства, собиратели ценных коллекций записей, готовые поделиться своими сокровищами. Делятся своими впечатлениям и те, кому удается побывать на оперных спектаклях в Байройте, Мюнхене, Москве, Петербурге.

Паломничество в Байройт «на Вагнера» давно стало заветной мечтой всех профессионалов, занимающихся музыкой и театром. Именно для творческой молодежи еще при жизни Вагнера и по его инициативе был создан особый стипендиальный фонд, который позволяет бесплатно попадать на фестивальные представления. А ведь чтобы попасть на фестиваль обычным зрителям, им придется не только оплатить поездку, пребывание в городе и дорогостоящие билеты, но и в течение нескольких лет дожидаться своей очереди, ежегодно повторяя заявки. Участие в вагнеровском обществе дает уникальную возможность побывать летом в Байройте и посетить спектакли молодым киевским музыкантам, как и представителям творческих профессий из других городов и стран. На сегодняшний день вагнеровскими стипендиатами стали уже шестнадцать молодых киевлян — пианистов, музыковедов, певцов, композиторов. Их увлеченные рассказы, демонстрация фотографий, буклетов, снятых видеосюжетов всегда вызывает самый живой интерес аудитории.

В честь 10-летнего юбилея Киевского вагнеровского общества благотворительный концерт в зале Дома ученых дал замечательный музыкальный коллектив, ансамбль солистов «Киевская камерата». Его художественный руководитель и главный дирижер Валерий Матюхин предложил вниманию собравшихся интересную, тщательно подготовленную программу, в которой музыка Вагнера звучала наряду с произведениями Моцарта и Шостаковича — композиторов, чьи юбилеи отмечаются в этом году. Рядом с прославленными именами музыкальных гениев значились и сочинения трех украинских авторов разных поколений. Показательно, что это оказались первые «пробы пера», хотя «Симфониетта» Виталия Губаренко написана много лет назад, а вариации для струнного оркестра Алексея Войтенко и Виталия Вышинского созданы совсем недавно. Алексей и Виталий еще учатся в Национальной музыкальной академии Украины им. П. Чайковского, но как представители Киевского вагнеровского общества оба уже побывали в Байройте. Музыку всех трех украинцев несмотря на различие индивидуальных почерков объединяла эмоциональная открытость, мелодический дар, высокая поэтичность, что прекрасно ощутили и передали музыканты Камераты. Кульминацией вечера, без сомнения, стало исполнение вокального цикла Рихарда Вагнера «Пять стихотворений Матильды Везендонк». Его трактовка таким великолепным мастером, как Людмила Войнаровска, на все нюансы которой чутко реагировал оркестр, отличалась глубиной проникновения в музыку, тонкостью интерпретации, ощущением особой магии вагнеровской «бесконечной мелодии».

В канун нового года киевские вагнеристы намечают провести еще один праздничный вечер. Он будет носить название «Мой Вагнер» и будет подготовлен теми, кому выпала честь стать вагнеровскими стипендиатами и непосредственно приобщиться к искусству великого художника.

Марина ЧЕРКАШИНА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ