19 ноября в Доме актера состоится концерт, на котором прозвучат лучшие музыкальные раритеты.
Супруги скрипачей Валерий и Елена Супрунюки — владельцы эксклюзивного права на исполнение нот из собрания графов Розумовских.
Эту коллекцию уникальных ныне изданий музыки XVIII века собирали дети последнего гетмана Украины Кирилла Розумовского — Андрей и Алексей.
Андрей все время жил в Яготине (там хранились ноты). Коллекция продолжала пополняться Волконскими, потом Репниными. В 1918 году ее перевезли в Киев и спрятали в библиотеке Киево-Могилянской академии, забросав марксистко-ленинскими учебниками. А «откопали» нотное сокровище уже во времена Независимости и передали их в библиотеку им. Вернадского.
Музыкальные раритеты Елена и Валерий исполняют в составе основанного ими 10 лет назад первого и наиболее успешного в Украине семейного салона-ансамбля «Коллекция Розумовских», который специализируются на легком, «аристократическом» репертуаре. Репетиции проходят дома. В квартиру в обыкновенной девятиэтажке на Виноградаре приезжают партнеры: фаготист — их 22-летний сын Вадим Супрунюк и пианист-крымчанин Расим Рамазанов.
— Валерий, расскажите, почему именно вам доверили исполнение коллекции?
— Думаю, этот вопрос нужно поставить заведующей отдела музыкальных фондов библиотеки Вернадского Ларисе Ивченко. Она помогала нам, выступая перед концертами, рассказывала слушателям об этих раритетах. А в 1996 году нам дали авторское право на исполнение музыки из коллекции Розумовских. Могу с гордостью сказать — мы первый в Украине салонный аристократический ансамбль. Потом к этому жанру потянулись и другие музыканты, но, к сожалению, мало кто из них смог удержаться на плаву. У нас появился даже бренд. Я пошел еще дальше — не стал зацикливаться только на XVIII веке. Начали играть произведения Крейслера, Джоплина, Пьяццоллу. Когда мы побывали в Вене, где почти на каждом шагу слышали вальсы Штрауса, я был поражен, а почему у нас в Украине редко исполняют эту музыку?
— Раритетные издания не разрешают выносить за пределы хранилища даже для ксерокопирования. По-видимому, много партитур вам пришлось собственноручно переписывать?
— Мы переписали 400 сонат! В каждой по три части, всего 1200 частей. Четыре года ноты переписывали! Ходили в библиотеку, как на работу: с 9.00 до 18.00 часов. А потом уже дома я редактировал: на кухне сидел, как Нестор-Летописец. Хотя некоторые коллеги удивлялись: мол, люди деньги делают, а я эти ноты переписываю.
— С наследниками Розумовских связь вы поддерживаете?
— В 2000 году мы гастролировали в Вене и общались там с Грегорием Розумовским, в гостях у него даже были, — приобщилась к разговору Елена Супрунюк. — Грегор приезжал в Украину, когда началась реставрация дворца Розумовских в Батурине. Сейчас ждем ее окончания, потому что хотим открывать там музыкальные сезоны.
— А в Киеве где-то регулярно вы выступаете?
— Приблизительно раз в месяц арендуем зал Дома актера, — рассказал Владимир. — 19 ноября пройдет концерт под названием «Лучшее из коллекции Розумовских». Возможно, презентацию нового диска одновременно сделаем… Неплохо было бы попробовать поиграть в Андреевской церкви (это же единственное культовое сооружение в Киеве работы Растрелли — к нему были причастны императрица Елизавета Петровна и граф Розумовский).
— К сожалению, настоящую цену раритета знают только за границей, — с грустью говорит Елена. — У нас несколько лет назад в прессе и на телевидении активно обсуждали передачу трофейной коллекции партитур сына Баха в Германию. Это было на президентском уровне. А о коллекции Розумовских еще и до сих пор мало кто знает. Знаете, с приходом каждого нового министра культуры, мы пытались рассказать тем руководителям, что коллекция Розумовских — это сокровище, гордость Украины. Нас якобы внимательно слушают, но ничего не делают. Каждый музыкант в нашей стране сам должен продюсерством заниматься.
— Говорят, что все приглашения на ваши зарубежные выступления посылают не в Министерство культуры и туризма, а в Министерство иностранных дел?
— Да, в МИДе нас действительно понимают и поддерживают. Кстати, мы единственный коллектив, который представлял Украину на Олимпийских играх 2004 года в Греции (выиграли тендер). На нашем концерте присутствовала французская кинозвезда Катрин Денев. Когда она услышала, что мы играем салонную аристократическую музыку, то очень много приятных слов сказала, поблагодарив за удовольствие от нашего выступления. Нам приятно, что в восторге были и местные жители. Мне запомнилось, как несколько православных бабушек подошли к нам, подарили святые камешки, веточки оливок и просили отвезти их в Украину.
— Надолго запомнились нам концерты в Сирии, — говорит Елена. — Мы мечтали побывать на Востоке, узнать, как там живут люди. Убедились, что крылатое выражение: «Восток — дело тонкое» действительно справедливо. Только жаль, что об Украине там почти ничего не знают. Многие из сирийцев и до сих пор считают, что Украина — это СССР. В них о бывшем Союзе осталось много приятных впечатлений. По-видимому, потому что многие из сирийцев получили высшее образование именно в СССР.