Крестным отцом актрисы Киевского молодого театра, народной артистки Украины Татьяны Стебловской был сам Гнат Юра. С ним дружил отец Татьяны Владимировны — Владимир Васильевич Стебловский. Личность Стебловского в украинском театре хорошо известна. В разное время он работал директором Русской драмы, Театра им. И. Франко, Киевской оперы и Театра оперетты. В октябре Владимиру Васильевичу исполнилось бы 100 лет.
В 1934 году В. Стебловский, выпускник режиссерского факультета Харьковского института, решает заняться административной работой, а в 28 лет он становится заместителем директора Театра им. И. Франко. Его ценили не только актеры, но и весь технический персонал... Женившись на примадонне тогдашней Киевской оперетты Ольге Юровской, семья Владимира продолжила творческую династию. Мать Ольги, Екатерина Юровская, была известной московской исполнительницей старинных русских и цыганских романсов. Ее пением в свое время восхищалась Клавдия Шульженко. В семье родилась дочь, которую отец в честь героини своего любимого произведения «Евгений Онегин» назвал Татьяной. У детей, выросших за кулисами, выбор профессии обычно небольшой, «отравление» искусством дает о себе знать впоследствии. Так и у Татьяны был путь один — в Театральный институт, и она связала свою жизнь со сценой. Судьба ее сына, Владимира Бегмы, тоже свидетельство прочности династии. Он — талантливый исполнитель, ведущий актер Московского Театра Луны, и его дочь Танечка, которая в этом году пошла в первый класс, уже делает первые шаги в балете и вокальном искусстве.
Октябрь и этот год оказался для династии Стебловских — Юровских — Бегм знаменательным. Кроме 100-летнего юбилея Владимира Васильевича, Екатерине Юровской исполнилось бы 120 лет, Владимир Бегма отпраздновал свое 40-летие, а подарком к отцовскому юбилею Татьяна Стебловская считает присвоенное ей недавно звание народной артистки Украины.
— Любимым выражением Владимира Васильевича была фраза «Если хочешь сделать человеку зло, долго подумай и не сделай. Если хочешь сделать добро, сделай, не думая», — вспоминает Татьяна Стебловская. — Он говорил, что высказывание Станиславского «Театр начинается с вешалки» — для зрителей, а для актеров — «Театр начинается с руководителя». При этом отец утверждал, что главенствующая роль в театре принадлежит художественному руководителю. А он, как директор, обязан обеспечить худруку соответствующую творческую обстановку. Отец никогда себя не выпячивал и не ставил в привилегированное положение. Главное качество папы — его огромная любовь к артистам. Он старался все сделать, чтобы уменьшить их бытовые проблемы, помочь, поддержать в трудную минуту. Он очень дорожил дружбой, отношениями со многими замечательными личностями.
— Какие у вас детские воспоминания об отце?
— В детские годы очень не хватало общения с родителями, они все время были заняты: мама на репетициях и спектаклях, а папа постоянно находился в театре. Мне запомнилась такая деталь: он брился дважды в день, утром и перед тем, как идти на вечерний спектакль. Он считал, что должен выглядеть безукоризненно. Ведь люди идут в театр как на праздник. Его отличала какая-то особенная внутренняя подтянутость, ему была присуща и культура, и утонченность.
— Наверно, у вас была привольная жизнь, родители целый день в театре, а вы предоставлены сама себе?
— Да, в основном так и было. В свободное время я собирала подружек, мы надевали мамины костюмы, концертные платья, гримировались и играли спектакли. С этими же подружками мы ходили и в театр. Например, заходили в Русскую драму — я проводила полкласса. Мы с трудом рассаживались в директорской ложе и смотрели спектакли. Тогда я впервые увидела на сцене легендарного Михаила Романова, молодую Аду Роговцеву. В антракте вела друзей в буфет и угощала пирожными, а так как денег у меня не было, буфетчица несла счет папе.
— Вас, наверное, в классе называли «директорская дочь»?
— Нет, называли «артистка». Одноклассники очень ценили, что могли попасть в театр. Возможно, многих, особенно мальчишек, я тогда невольно приучила любить искусство и театр. — Часто ли устраивались у вас дома театральные посиделки?
— У нас постоянно бывали актеры из Русской драмы, оперетты и франковцы. Часто приходили Олег Борисов и Павел Луспекаев. Вечера были веселые, компании шумные. Борисов всегда стучал ногами, так как у него руки были заняты подарками. Олег Борисов остался в моей памяти веселым. Хотя его считали серьезным, сдержанным. Возможно, в зрелые годы он и стал серьезным, а в молодости он был заразительно остроумным, улыбчивым, постоянно шутил. Маму мою называл «мамуля», все помогал по дому, чтобы быстренько устроить праздник. А сколько было посиделок после премьер! Обсуждали, общались до полуночи. Отец дружил и с писателем Александром Корнейчуком.
— А Михаил Романов не приходил к вам в гости?
— Нет, Романов держал дистанцию, это был большой артист. Папа дружил и со многими артистами Театра им. И. Франко: Аркадием Гашинским, Николаем Яковченко, Полиной Куманченко. Ну, а у моего крестного Гната Петровича Юры мы часто бывали дома. Помню в его квартире замечательную картинную галерею, с уникальными работами. Он меня называл Тэтянка.
— Владимир Васильевич занимался преимущественно административными вопросами в театре?
— С ним все советовались, обсуждали дела творческие. Отец много читал, хорошо знал драматургию. Он предлагал режиссерам пьесы, актеры ему давали почитать пьесы, чтобы узнать мнение, то есть он полностью был в творческом процессе. Взять хотя бы случай с режиссером Леонидом Варпаховским, когда у него наступил сложный период жизни, и отец пригласил его в Русскую драму. Он предложил Варпаховскому поставить спектакль «Мораль пани Дульской» с Евгенией Опаловой и Виктором Халатовым в главных ролях. Позже режиссер поставил не менее известный спектакль «Деревья умирают стоя». После отъезда Варпаховского в Москву долгие годы они сохраняли теплые отношения. Вы знаете, мне было приятно прочитать хорошие слова об отце в книге воспоминаний замечательного режиссера, основателя Московского детского театра Натальи Сац.
Вообще, отец был художественной личностью, любил поэзию, хорошо знал ее, сам декламировал в домашнем кругу Есенина, Блока, Рыльского, Маяковского. Отец был знаком с семьей Михаила Булгакова, и он подарил папе свою книгу пьес. Там, кстати, была и пьеса «Дни Турбиных», по которой потом поставили спектакль в Русской драме.
— После такого детства, понятно, ни о какой другой судьбе, как актерской, у вас мыслей не было?
— Конечно, только в актрисы. Поступила в Киевский театральный, им. Карпенко-Карого. Был огромный конкурс, но отец мне не помогал. Интересно, что курс, на который я поступила, набрал Николай Николаевич Рушковский, он тогда начал свою педагогическую деятельность.
— В какой театр вас направили после института?
— Отец очень негативно относился к родственным связям в театре. И я, дочь директора Театра им. И. Франко, поехала работать в Николаевский русский театр им. Чкалова. Потом работала в Днепропетровске, на Урале, в Самаркандском русском театре им. Чехова. Через 12 лет я вернулась в Киев уже сформировавшейся актрисой с большим интересным репертуаром. Работала в Театре эстрады, а когда он перестал существовать, то пришла в труппу Молодого (тогда он назывался Молодежный) театра.
Сейчас могу с радостью констатировать, что нашла свой театр, коллектив, который стал мне родным. Рада возможности попробовать себя в спектаклях и других творческих коллективов, благо сейчас для актеров есть такая возможность. С удовольствием играла в спектаклях «Бенефис», «Золотые Ворота», «Браво». Сейчас занята в репертуаре Украинского малого драматического театра.