Традиционно в День города открылся Международный фестиваль театров для детей «Интерлялька». Уютный Закарпатский областной Театр кукол «Бавка» гостеприимно открыл свои двери многочисленным зрителям, гостям и участникам IХ фестиваля.
Задуманная в 1991 году тогдашним директором Театра кукол, Александром Туряницей, ныне директором фестиваля, «Интерлялька» за годы своего существования превратилась в престижный международный форум кукольного искусства. О фестивале знают в мире, он занесен в Календарь международной организации кукольников УНИМА.
21 СПЕКТАКЛЬ ЗА НЕДЕЛЮ
Торжественное открытие «Интерляльки» происходит на площади возле театра. Огромные куклы-маски, талисманы фестиваля — Маричка и Иванко — выводят на сцену коллективы прибывших театров. За 7 дней жители Ужгорода успели привыкнуть к живописной картине — веселые вереницы маленьких зрителей, растянувшиеся по набережной Ужа и спешащие перейти по мосту к любимому театру. В общей сложности зрители посмотрели 21 спектакль из театров Украины, Венгрии, Словакии, Германии, Польши, России, Сербии, Литвы, Чехии, Болгарии, Беларуси, Боснии и Герцоговины.
Кроме оценки зрительской, профессионализм участников фестиваля оценивало международное жюри во главе с признанным режиссером кукольного театра, профессором Леонидом Поповым. Оно определило лучших в ряде номинаций. Фестиваль нес высокую миссию, знакомя детей с театральным искусством, расширяя их кругозор знаний о культуре других стран. В игровой форме, без нарочитой дидактики, спектакль может легко и весело рассказать ребенку обо всех человеческих ценностях, вечных истинах, убедить в преимуществе добра над злом, научить любить свою землю и уважать другие народы. Ради этого собственно «Интерлялька» задумывалась и продолжает свою творческую жизнь.
Несмотря на разность творческих школ, манер, сценических культур, драматургических пристрастий, следует отметить стремление всех театров к поиску новых форм, творческому эксперименту. Во всех спектаклях феста преобладало присутствие живого плана — тенденция, не утрачивающая в кукольном театре актуальности уже последние лет тридцать. Это одна из основных проблем, стоящих перед кукольниками. Хорошо, если кукла рядом с актером остается в приоритетном положении и выполняет ту роль, которую должна иметь в кукольном спектакле, а если кукле отводится миссия иллюстрации собственного актерского самовыражения кукловода? Несомненно, актеру удастся «переиграть» куклу, но ошибочность такого пути очевидна. Так происходит умерщвление сути кукольного искусства. Позитивный и творческий путь развития — это эмоциональный всплеск фантазии внутри жанра, поиск возможностей «оживления» куклы и предметов, что таковыми могут быть посредством образности и современного сценического решения. Это, наконец, желание сделать кукольный спектакль таким интересным и изобретательным зрелищем, чтобы у детей не осталось сомнений, что театр — это гораздо лучше, чем, например, мультфильм.
МАРИОНЕТКИ, ТЕНИ И ВСЕ, ВСЕ, ВСЕ
...Взошло многоликое кукольное солнышко, по-разному отражая свет гранями своего витража-лица. Слетели с насестов хозяйственные петухи, добродушно «замугикали» волы, медленно повернувшись друг к другу головами, и образовали своими силуэтами украинское подворье: с уютными окошками и вышитыми рушниками на них, с витиеватым тыном и желтолицыми головками подсолнухов. Так создал Ужгородский театр «Бавка» в спектакле «Деревянное диво» Ирины и Яна Златопольских (режиссер Александр Куцык) подобие вселенной в истории жизни одной семьи. Спектакль, получивший диплом в номинации «Актерский ансамбль», показателен в смысле драматургии и визуального образного решения, а также актерского исполнения. Притчевость, национальная основа: музыка, украинские традиции и обряды — об этом рассказывается маленькому зрителю доступно и зрелищно. Постановка настолько поучительна, что после такого спектакля и у юного зрителя может возникнуть желание гордиться своим родом, своей землей.
На «Интерляльке» было настоящее пиршество разных видов кукол, систем кукловождения, кукольного дизайна. Марионетки выделывали чудеса в «Гала Цирке Гокелини» Дрезденского театра Фундус-Марионеттен и существовали в нереальном мире интерпретации «Лісової пісні» Леси Украинки в спектакле студентов Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого, а марионетка- малыш Алеша из спектакля «Черная курица или подземные жители» А. Погорельского Витебского театра «Лялька» противостоял грозным силам подземного царства, представленным огромными масками в красочных рыцарских костюмах.
Единственным традиционным кукольным спектаклем (с системой ширм-декораций и тростевыми куклами) была работа Ивано-Франковского театра «Кривенька качечка» Я. Грушецкого. Выносные куклы получились статичными и малофункциональными в спектакле «Чарівне дерево» Р. Неупокоева Черновицкого театра кукол. А вот выносные куклы Луганского театра кукол в инсценизации «Ночь перед рождеством» «отработали» ярко и сочно, передав весь колорит гоголевских персонажей, а задействование разных форм (планшет, теневой театр) сделало действие насыщенным и визуально красноречивым.
Больших размеров и чрезвычайно интересные по дизайнерскому решению куклы существовали в спектаклях «Принцесса на горошине» Г. – Х. Андерсена Сербского театра кукол из Крагуеваца и «Тигренок Петрик» Г. Янушевской, Я. Вильковского Полтавского театра кукол. Утонченные линии фигур кукол — обитателей королевства вьющегося зеленого горошка — аристократического принца, будущей принцессы, других претенденток на право ею быть создавали впечатление нереальных, красивых персонажей, существование которых возможно только в сказке. Красочные звери — жирафы, попугаи, тигры, страусы, слоны, выполненные в технологическом стиле строгих графических линий передавали полное ощущение африканских мотивов и атмосферу джунглей.
Настоящим сказочным полотном воспринимался спектакль «Снежная королева» Г. Х. Андерсена польского Театра «Маска» из Жешува. За этот спектакль , а также постановку «Маленькая капелька» Н. Гернет Каунасского театра кукол режиссер Олег Жюгжда (Беларусь) был отмечен дипломом в номинации «Режиссура». Спектакль «Снежная королева» получил еще два диплома — в номинациях «Сценография» и «Актерское мастерство». При помощи стилизованных под осколки льда декораций постановщиком создается холодный мир Снежной королевы. Она, мраморно-белая, бесстрастная и словно бестелесная кукла, созданная, кстати, из драпировок тканей, только синими огоньками глаз зажигает страх и зло. Как легко попасть в свет этих глаз! Режиссер изобретательно решает известный сюжет, создавая динамичные мизансцены путешествия Герды. Органично работают актеры и куклы, в их взаимодействии — почти осязаемое перетекание энергии, делающее куклу одухотворенным предметом, живым, смышленым человечком.
Побывали зрители и на ярмарочном представлении — «Приключения Петра Ивановича Уксусова» — Театр «Сказ», Новокузнецк. Традиционный русский Петрушка развлекал и потешал всех, «находясь» в человеке- ширме: круглая, одетая на артиста, она скрывала его и давала возможность поднятыми руками легко менять перчаточных кукол. И так вместе со смекалистым балалаечником, актером, действующим в живую, Петрушка сумел победить всех своих недоброжелателей.
Своеобразным был спектакль «Савитри» чешского Театра «Лишен» из Брно, созданный по мотивам древнеиндийского эпоса «Махабхарата». Это был теневой театр с использованием интересных световых и звуковых эффектов и филигранной работой утонченных стилизованных кукол. История о том, как принцесса Савитри силой своей любви вырвала из лап смерти любимого мужа, сопровождалась аутентичной живой музыкой, создавшей атмосферу времен древней Индии. За что и получила диплом в номинации «Оригинальное музыкальное оформление».
Фейерверк актерского исполнения, соединения классической музыки и современной интерпретации, режиссерской трактовки и сценографического решения наблюдался в детской комической опере Н. Лысенко «Коза-дереза» Ровенского театра кукол (режиссер Л. Попов). В спектакле представлены многообразные техники кукловождения, которые органично сочетались с живым планом. Веселое действо кружило всей сценой, казалось, пространства за ширмой мало для сказочных героев. Они так и норовили «вырваться» на простор авансцены и продемонстрировать свои таланты. «Коза-дереза» — пример стремления создателей спектакля максимально приблизить его к современным детям, суметь заинтересовать их в яркой игровой форме украинской классической музыкой, нашим прекрасным культурным наследием. Спектакль был награжден дипломом в номинации «За оригинальность и фантазию в воплощении оперы в кукольном театре».
ШКАТУЛКА С СЕКРЕТОМ
Гран-при «Интерляльки» получил Вильнюсский театр «Леле» за спектакль «Музыкальная шкатулка» В. Одоевского. Эта постановка удивительна по форме, чистоте идеи и простоте ее художественного воплощения, высочайшей сценической культуре. Всего лишь три актера создают аллегорию модели познания мира через существования обычных предметов. Они вывозят на сцену три ящичка на высоких ножках. Вот из ящичка поменьше появилась смешная головка мальчишки, цепкие ручки ухватились за руль велосипеда, колеса которого тоже словно по волшебству появились внизу ящичка. Два ящичка побольше распахнулись, как створки шкафов, трансформируясь превратились в папу и маму Мальчика. Изобретательность в освоении предметов, которые прямо на глазах превращаются в героев сказки, — виртуозна и поражает фантазией постановщика. Решив пойти от извечного желания ребенка узнать, что находится внутри любого предмета, режиссер и художник Юлия Скуратова строит весь спектакль на исследовании, что же там внутри. Метафора внутри каждого из нас — целый мир — работает наглядно и поучительно. Интересно, что спектакль, играемый на литовском языке, был понятен — настолько талантливо и образно решен его визуальный ряд. Так, ссора родителей наталкивает Мальчика на необходимость искать ответ на вопрос человеческого взаимопонимания. Ожившие внутренности старой музыкальной шкатулки, которую он разбирает, словно возвращают молодость родителей, а с ней возвращается и счастье в дом. Финальная точка по-настоящему художественного произведения — появившийся семейный фотоальбом, с перелистывающимися страницами. Они настолько реальные, что даже стирается ощущение их контраста со смешными подобиями человечков. Под звучащую незамысловатую мелодию к зрителям приходит простая мысль, заложенная в спектакле, — о важности этой хрупкой гармонии взаимоотношений детей и взрослых, о необходимости создания лада и мира в семье. И уверенности в том, что от маленького счастья в каждой семье образуется одно большое счастье на всей земле.