Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Владислав ЯСНЮК: Украинцы не против вступления в НАТО, они просто не информированы

23 октября, 2006 - 19:29
ФОТО РЕЙТЕР

Последние результаты опроса, опубликованные недавно Украинским институтом социальных исследований, свидетельствуют о довольно низкой поддержке населением Украины идеи вступления страны в НАТО. Только 20% опрошенных поддерживают членство нашего государства в Североатлантическом Альянсе, а 60% — выступают против. Почему несмотря на более чем десятилетнее сотрудничество с Альянсом и постоянно растущий уровень сотрудничества — от Хартии об особом партнерстве в 1997 году до Интенсифицированного диалога в 2005 году — у нас такой низкий уровень поддержки вступления страны в НАТО? Как можно исправить такую ситуацию и обеспечить распространение среди населения Украины беспристрастной и объективной информации в отношении этой Организации? Об этом рассказывает «Дню» руководитель департамента НАТО Министерства иностранных дел Украины Владислав Яснюк.

БЕСПЛАТНОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ

— Почему так произошло, что все более низкий процент населения поддерживает вступление Украины в НАТО?

— Мы ведем мониторинг общественного мнения, начиная с 1997 года, фактически с момента подписания Хартии об особом партнерстве Украины и НАТО. Именно тогда в МИД было создано отдельное подразделение, которое стало заниматься вопросами сотрудничества с Альянсом. С тех пор мы начали отслеживать результаты опросов общественного мнения, которые свидетельствуют, что в период с 1997 года до 2004 года поддержка украинской общественностью идеи вступления в НАТО составляла 30—33%, 30% были «против» и 30% относились к категории тех, кто колебался.

Первое значительное падение показателей состоялось во время президентской кампании 2004 года, когда критически настроенные в отношении Альянса политические силы начали активно манипулировать тематикой вступления Украины в НАТО, доказывая своему электорату собственное негативное видение евроатлантической интеграции. Такая же антинатовская и антизападная риторика использовалась во время нынешних парламентских выборов. Таким образом, активная работа по имиджу со знаком «минус», которая проводилась во время двух важных внутриполитических событий, и дала результаты, которые мы могли наблюдать в 2004—2005 годах.

Теперь, ситуация начала улучшаться. По данным фонда «Демократические инициативы», в январе этого года на вопросы «Стоит ли Украине вступить в НАТО?» позитивный ответ дали 19,2% (эта цифра в октябре 2004 года составляла только 12%. При этом, согласно опросу Фонда, проведенного уже в октябре 2005 г., 56,8% респондентов отметили, что недостаточно осведомлены о НАТО, 24% заявили о том, что ничего не знают об Альянсе вообще, а 46% населения заявило о том, что их интересует дополнительная информация о НАТО).

Сентябрьские опросы в этом году, проведенные Центром экономических и политических исследований им. Разумкова, свидетельствуют, что чаще за вступление в НАТО готовы проголосовать жители западного региона, против вступления — центрального, южного и восточного. В то же время, по результатам соцопроса, 51% опрошенных, давая характеристику уровню своей осведомленности по НАТО, определяют его как низкий или отвечают, что вообще ничего не знают об Альянсе. Чем выше уровень осведомленности о НАТО, тем чаще респонденты готовы голосовать за вступление Украины в эту оборонную организацию: их процент растет от 1,2% среди тех, кто ничего не знает об Альянсе, до 33,9% среди тех, кто оценивает уровень своей осведомленности о НАТО как высокий.

Качественное изменение общественного мнения в пользу беспристрастного отношения к НАТО — это кропотливая и продолжительная работа, которая требует совместных усилий государства, общественных институтов, каждого гражданина, направленная на изменение настроений в обществе после почти полувековой советской антинатовской пропаганды.

Результатом такой работы должно стать превращение Альянса в представлении наших сограждан из иностранца в друга и защитника. Уже сейчас мы наблюдаем медленное, но позитивное изменение тенденции в поддержку украинцами курса на евроатлантическую интеграцию Украины. Это значит, что мы идем верным путем и наша работа дает позитивные результаты.

— Каким образом раньше происходило информирование граждан о Североатлантическом альянсе?

— В конце 2003 года Президент Украины Леонид Кучма утвердил три профильных государственных программы, а именно: Государственную программу информирования общественности по вопросам евроатлантической интеграции Украины на 2004—2007 годы; Государственную программу подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере европейской и евроатлантической интеграции Украины на 2004—2007 годы, а также Государственную программу информирования общественности по вопросам европейской интеграции Украины на 2004—2007 годы. Однако ни в 2004 году, ни в 2005-м средства из государственного бюджета для их выполнения выделены не были. Однако, несмотря на отсутствие целевого бюджетного финансирования упомянутых программ, Министерство иностранных дел продолжало разъяснительную работу. Наши эксперты принимали участие в семинарах, которые проводились совместно с Общественной лигой Украина—НАТО, Центром информации и документации НАТО в Украине. С 2005 года руководство МИД регулярно проводит региональные поездки с целью разъяснения актуальных вопросов внешней политики Украины, в первую очередь курса на вступление в НАТО.

ОБ ОПТИМАЛЬНОСТИ ВЫБОРА

— Что делается сейчас для информирования общественности о деятельности НАТО?

— В рамках Госпрограммы информирования главным исполнителем и распорядителем средств является Госкомтелерадио, который только в 2006 году получил 5,2 млн. гривен. Этот комитет активизировал свою деятельность в этом направлении. Так, с 26 по 30 сентября на базе Украинского института повышения квалификации работников телевидения, радиовещания и прессы состоялся семинар на тему «Европейская и евроатлантическая интеграция Украины и вступление в ВТО: преодоление стереотипов и мифов». Слушателями семинара были 30 журналистов, которые представляли Национальную, областные и региональные телерадиокомпании, а также Всемирную службу украинского телевидения и радиовещания.

Что касается МИД, мы делаем все возможное, чтобы дать объективную информацию гражданам Украины. Хочу отметить, что в 2006 году удалось снять информационную блокаду по освещению проблематики евроатлантической интеграции украинскими СМИ. Одним из толчков для этого стали встречи министра иностранных дел Украины Бориса Тарасюка и первого заместителя министра Антона Бутейко с главными редакторами ведущих телевизионных каналов, влиятельных печатных СМИ и популярных интернет изданий.

Позитивную роль сыграло увеличение количества контактов представителей МИД, в частности Департамента НАТО, с журналистами украинских СМИ как в центре, так и в регионах. Департамент НАТО ввел практику обеспечения украинских журналистов информационными материалами по разнообразным аспектам евроатлантической интеграции.

Представители МИД регулярно посещают областные, районные центры, где проводят встречи с общественностью, местными СМИ, рассказывают о внешней политике нашего государства, в частности и о евроатлантической интеграции, отвечают на вопросы наших сограждан. С начала года представители только департамента НАТО МИД осуществили около 30 поездок в регионы государства.

Доказательством успешности проведения подобных мероприятий является увеличение количества информационных сообщений, передач и публикаций по упомянутой тематике в отечественном информационном пространстве. Возросло количество обращений журналистов в департамент НАТО с просьбой дать интервью, комментарий или информацию по отношениям Украина—НАТО. Кроме этого, тематика НАТО постоянно присутствует в брифингах МИД по вопросам внешней политики.

МИД Украины оказывает содействие в проведении ознакомительных визитов представителей Украины в штаб-квартиру НАТО. В последнем таком визите 13— 16 сентября участвовали руководители 11 университетов и институтов Украины. Министерство оказывает помощь в организации разнообразных конференций и круглых столов по тематике НАТО. В частности, можно вспомнить о зимней школе НАТО во Львове в феврале, весенней школе НАТО в Одессе в мае, проведении Первого всеукраинского форума проевропейских организаций в мае в Киеве.

В 2006 году для выполнения этой же Госпрограммы положено начало четырем проектам:

— разработка логотипа информационной кампании и интернет- сайта «Украина—НАТО» и изготовление имидж-продукции с этим логотипом;

— подготовка комплектов фотовыставки по тематике становления отношений Украина—НАТО для использования их в ходе публичных информационных мероприятий;

— проведение фокус-групп экспертов в контексте их оценки перспектив евроатлантической интеграции Украины;

— изготовление информационных флаеров по НАТО и проведение круглых столов во всех регионах Украины с разъяснением составляющей НАТО во внешней политике Украины.

Теперь готовятся к подписанию договоры по изготовлению размещения социальной рекламы о евроатлантической интеграции на внешних носителях. К лучшему изменилась ситуация с информационным наполнением разделов по евроатлантической интеграции интернет-страниц областных государственных администраций (ОГА). Все больше ОГА используют информационно-разъяснительные материалы и еженедельные подборки информационных сообщений по деятельности НАТО, которые готовятся и рассылаются департаментом НАТО. Эти материалы рассылаются в органы государственной власти, средства массовой информации, украинские высшие учебные заведения, общественные организации. Полная версия этих материалов размещена на интернет-странице Министерства иностранных дел. На завершающей стадии разработки и информационного наполнения находится украиноязычная версия интернет-сайта «Украина—НАТО» (www.ukraine-nato.gov.ua). Проект выполняется в рамках Госпрограммы информирования общественности по вопросам евроатлантической интеграции. И, по существу, весь он выполнен силами департамента НАТО.

Наша главная задача — донести до максимального количества людей мысль, что выбор нашей судьбы в пользу ЕС и НАТО является наиболее оптимальным. Никто не говорит, что нельзя жить без этого, но давайте посмотрим на практику других посткоммунистических государств. Вы можете сказать: разве мы должны кого-то слепо копировать? Нет. Но также нельзя игнорировать их позитивный опыт, который свидетельствует, что после вступления в ЕС и НАТО значительно увеличились инвестиции в эти государства, поднялся уровень социального обеспечения граждан, вырос уровень жизни. У нас почти никто в обществе не говорит о том, что представляет собой НАТО и ЕС. А эти структуры являются организациями, в которых народы сплотились вокруг таких ценностей, как демократия, защита прав человека, свобода СМИ и социально-ориентированная, конкурентоспособная рыночная экономика.

ИСПОЛНИТЕЛИ И ВЗАИМОПОНИМАНИЕ ЭЛИТ

— Каким образом отбираются конкретные исполнители работ по информированию населения?

— В прошлом году за средства Министерства мы организовывали три тендера. Один из них выиграл медиа-центр «Розмай», который теперь создает документальные фильмы о НАТО. Отснятый материал находится в стадии монтажа. Два тендера выиграла Центральная телестудия Министерства обороны. На эти средства организовываются радиопередачи, выпускаются телевизионные программы на НАТОвскую тематику.

В этом году Министерство получило и целевое финансирование. Нами было заключено шесть контрактов, в рамках выполнения которых уже ведется информирование о НАТО. Еще ряд контрактов находится в стадии разработки. Кроме того, мы собрали предложения на следующий год. Надеемся, что бюджет Министерства иностранных дел будет содержать статьи на реализацию упомянутых предложений.

— То есть нужно понимать, что с информированием у нас все хорошо?

— Что дает нам повод для оптимизма? Во-первых, находясь 14 сентября в этом году в штаб- квартире НАТО, во время заседания Комиссии Украина—НАТО, премьер-министр Украины Виктор Янукович отметил и важность информационной работы, и необходимость создания «позитивного имиджа» НАТО. Во-вторых, назначение председателем Госкомтелерадио Евгения Прутника, с нашей точки зрения, должно активизировать эту работу. Мы надеемся, что Госкомтелерадио в будущем году будет более активно заниматься в направлении имиджа по НАТО в своей работе. При этом мы не снимаем с себя свою часть ответственности. Наша работа продолжается. Но если говорить об общегосударственной программе, то это направление деятельности прежде всего касается Госкомтелерадио.

Если посмотреть на историю отношений Украины с НАТО, то очень важным является то, что наконец удалось привлечь внимание отечественных СМИ к теме НАТО. Я считаю, что нельзя не обращать внимания на военно-политическую структуру, которая является едва ли не наиболее влиятельной в мире и объединяет 26 самых развитых государств. Как результат, сегодня, по сравнению с 2003 годом, мы видим довольно интенсивный информационный поток — публикации, программы и тому подобное. И для достижения нашей цели этот поток должен расти и количественно, и качественно.

Хотел бы обратить внимание на социологический опрос на веб-сайте издания «Корреспондент» (www.korespondent.net). Понятно, что оно не является репрезентативным и не охватывает всех граждан Украины, поскольку, по статистике, только 10% украинцев имеет доступ к интернету. Но показатели этого опроса — поразительны. 60% респондентов этого электронного издания поддерживает членство Украины в НАТО. И только 19% — выступает против. Все это свидетельствует о том, что люди, которые имеют доступ к информации и интересуются информацией, считают целесообразным вступление нашей страны в НАТО. Следует заметить, что приведенные цифры очень похожи на данные опроса экспертов. Фактически все годы, начиная с 1997 го и до сегодняшнего дня, 80% экспертов, которые занимаются вопросами международной безопасности и вопросами НАТО, поддерживают членство Украины в Альянсе.

Таким образом, у нас существует определенный разрыв между позицией экспертов, людьми, которые имеют доступ к интернету, и широкой общественностью. Менее всех поддерживают членство Украины в НАТО люди старшего поколения. И причины этого также понятны — многолетняя советская пропаганда против НАТО.

Вывод, который напрашивается после анализа вышеприведенных данных, говорит о том, что украинцы не против вхождения в оборонный блок, а они просто не информированы.

Также важно то, чтобы политические силы, которые теперь находятся при власти, нашли взаимопонимание. Тем более что путь к пониманию заложен в пункте 27 Универсала национального единства. Он свидетельствует о том, что политические силы, которые подписали этот документ, поддерживают членство в НАТО, и речь идет только о тактических соображениях, связанных с временем готовности Украины быть приглашенной к Плану действий по членству в НАТО.

Я думаю, что в случае нахождения консенсуса позиция украинской общественности по НАТО будет другой. Если договорятся политики — то же самое произойдет и в обществе. Опыт многих стран-членов НАТО последних волн расширения свидетельствует об этом.

«ПРОДУКТ» ЗА 5 МЛН. ДОЛЛАРОВ

— Подтверждает ли проект бюджета на следующий год намерение правительства создавать позитивный имидж НАТО среди украинцев?

— По нашей информации, пока что в проекте бюджета заложено на эти цели 5 млн. грн. Информационный «продукт», сделанный за такие средства, не сможет удовлетворить информационный голод по проблематике НАТО. Нам необходимо обеспечить информирование, как минимум, по существующим трем направлениям: в рамках выполнения ежегодных целевых планов, Государственной программы информирования общественности, а также Государственной программы обеспечения позитивного международного имиджа Украины и освещения деятельности международных организаций. В общем, мы просили финансирование в пределах 15 млн. грн. для мероприятий МИД совместно с общественными организациями.

Вопрос финансового обеспечения является действительно важным. Но с другой стороны, не всегда речь идет только о деньгах. Например, предоставление СМИ информации не требует дополнительных денег. В выполнении Целевого плана на 2006 год принимает участие около 50 министерств и ведомств Украины. Каждое ведомство имеет свое направление работы, какие-то совместные проекты с НАТО по различным направлениям. Понятно, чтобы дать людям информацию через СМИ, через собственный веб-сайт, на это деньги не нужны. Речь идет только о должном выполнении своих служебных обязанностей и информировании общественности о том, что и как они делают.

Также надо показывать общественности, что сотрудничество между Украиной и НАТО приносит конкретные результаты. Примеров этому немало. Рассчитанный на 12 лет уникальный проект Украина—НАТО по утилизации непригодных боеприпасов предусматривает утилизацию 133 тыс. тонн боеприпасов, 1,5 млн. единиц легких вооружений и стрелкового оружия, а также 1000 переносных зенитно-ракетных комплексов. На реализацию этого проекта НАТО планирует израсходовать около 25 млн. евро. Для Украины это означает значительные поступления средств для выполнения работ по утилизации боеприпасов, непригодных к дальнейшему использованию и хранению. В рамках этого проекта наша страна получает уникальное оборудование для сжигания пороха и взрывчатых веществ, которое отвечает мировым экологическим требованиям, а также возможность увеличения объемов утилизации боеприпасов за счет создания центров утилизации в Западной и Восточной Украине.

В этом году НАТО выделило 430 тысяч евро на реализацию совместного с Хмельницким национальным университетом проекта по переквалификации и социальной адаптации военнослужащих, уволенных в запас из рядов Вооруженных сил Украины. На эти средства закуплено оборудование, компьютеры, которые подключены к интернету, созданы новые рабочие места. И вся эта инфраструктура используется не только хмельничанами и уволенными в запас военнослужащими, но и студентами, которые там учатся. Перечень подобных проектов можно продолжать.

— Предусматривается ли охват программами информирования школьников и студентов, которым, по-видимому, придется голосовать на референдуме о вступлении Украины в НАТО?

— В Указе Президента от 27 декабря прошлого года (№ 1861/2005) дано поручение Кабинету Министров обеспечить, начиная с 2006/2007 учебного года, включение в программы общего среднего и высшего образования вопросов, связанных с проблемами международной безопасности, деятельностью НАТО и Европейского Союза, сотрудничества с этими международными институтами. Однако, по нашей информации, во многих вузах такие курсы не читаются. Хотел бы отметить, что мы по собственной инициативе подготовили и передали в Минобразования и науки материалы для подготовки учебников по НАТО. Вынужден признать, что судя по информации, которая нам поступает, есть существенные недостатки в системной работе по информированию студентов и школьников в отношении НАТО и сотрудничества Украины с Альянсом. А это в будущем ограничит их возможности в трудоустройстве. Ведь 50-ти украинским министерствам и ведомствам, которые в той или иной степени сотрудничают с НАТО, нужны специалисты, которые разбираются в соответствующих аспектах деятельности этой организации. Таким образом, руководство отдельных высших учебных заведений в известной степени ограничивает возможности трудоустройства своих студентов и выпускников.

— Какие дополнительные возможности существуют для информирования общественности?

— В Украине есть ряд неправительственных организаций, которые занимаются этой проблематикой, в частности имеют определенную специализацию, направленную на работу со школами. Молодежный центр Атлантического совета, ассоциация директоров школ. Сейчас большой проект начинает делать Киевский экономический лицей. Существуют другие интересные проекты, различные конкурсы для школьников. Причем те из учеников, кто победит на конкурсе, имеют возможность поехать за границу и своими глазами увидеть, что такое НАТО.

ПРЕОДОЛЕНИЕ СТЕРЕОТИПОВ — ХЛОПОТНАЯ РАБОТА

— Что нужно делать, чтобы убедить украинских граждан в целесообразности вхождения страны в этот оборонный блок?

— Во-первых, это — не блок, а военно-политическая организация, в которую входят 26 наиболее развитых государств мира. Нельзя также забывать и о Совете евроатлантического партнерства, в состав которого входят 46 государств евроатлантического пространства, в том числе Россия. Североатлантический альянс сегодня находится в стадии трансформации и адаптации к современным условиям безопасности. Во-вторых, я считаю, что информация, которую мы даем, является убедительной. Главное, чтобы политики четко понимали, что такое НАТО; что оно дает и есть ли от этого польза. Теперь вся исполнительная власть, неправительственные, общественные организации должны объединить свои усилия для того, чтобы исправить ситуацию с информационным голодом, который существует в украинском обществе. Как я уже говорил, соцопросы свидетельствуют, что более чем половине наших сограждан недостает информации и о НАТО, и о ЕС. А большинство украинских граждан — более 80% — отмечает, что получает информацию о НАТО и ЕС по телевидению. Вот вам и ответ. Поэтому должна быть использована любая возможность для разъяснения содержания Плана действий по членству в НАТО (ПДЧ) и реальных возможностей, которые получит Украина в случае присоединения к этой программе.

Ведь известно, что ПДЧ является программой совместной подготовки стран-претендентов к членству в Альянсе путем проведения реформ в политической, экономической, оборонной, правовой, в сфере безопасности и других сферах, «подтягивания» страны к общепризнанным стандартам развитых европейских демократий. Взаимодействие с Альянсом в рамках ПДЧ даст Украине возможность четко спланировать временные рамки достижения ею целей реформирования государства.

Это — возможность привлечения на безоплатной основе лучших мировых экспертов по реформированию наиболее важных сфер развития государства: экономической, военной, оборонно-промышленной, сферы безопасности.

Это — прямая финансовая помощь в разрешении самых больных проблем: уничтожение опасных боеприпасов, переобучение и социальная адаптация военнослужащих, уволенных в запас, ликвидация последствий техногенных аварий и природных катастроф, таких, в частности, как наводнения в Закарпатье.

Задача консолидации общества в отношении НАТО также может быть успешно решена именно на этапе выполнения ПДЧ. И опыт стран, которые уже были на этапе ПДЧ, позволяет мне быть оптимистом в этом.

Привлечение к ПДЧ свидетельствует о готовности государства к проведению реформ. Таким образом, ПДЧ — это инструмент демонстрации настроя правительства на проведение широкомасштабных социально-политических и экономических реформ, направленных на достижение критериев членства в НАТО. И все это нужно активно озвучивать на максимальном количестве информационных площадок.

Что касается убеждения людей в целесообразности присоединения нашей страны к НАТО, хочу отметить следующее. Если людям в течение долгих лет насаждали стереотипы, что НАТО это враждебный блок, то понятно, что для убеждения общественности в противоположном необходимо время. Кроме этого, нужна целеустремленная и структурированная стратегия проведения информационно-разъяснительной работы. А при этом основным является — нахождение понимания между политиками. Если эти три составляющие будут действовать, то поддержка общественности вступления Украины в НАТО однозначно будет гарантирована.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ